Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (41) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-41-2-30-39
ПАРАДОКСЫ ВОДЕВИЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В «ШУТОЧНЫХ СЦЕНАХ» Н.А. ЛЕЙКИНА
Статья посвящена рассмотрению драматургического наследия Н.А. Лейкина на материале «шуточных сцен» «Петербургский Фигаро», «Привыкать надо!!!..», «На случай несостоятельности», «Медаль», воплощающих некоторые процессы жанровой деформации водевиля. Специфические черты водевиля и их трансформация в указанных произведениях выявляются на уровне сюжетно-композиционной структуры и образной системы. В статье определяется типология куплетов, выделяются следующие типы: репрезентирующий, оценочный, сюжетомоделирующий. Особое внимание уделяется пьесе «Петербургский Фигаро», в тематическом и структурно-семантическом плане соответствующей поэтике водевильного жанра. Связь с водевилем, подчеркнутая Лейкиным в жанровом подзаголовке «шуточные сцены с куплетами в трех действиях», подтверждается вставками в форме куплетов, связывающих между собой сюжетные ситуации и все сценически острые положения в пьесе. Устанавливаются функции куплета в анализируемом произведении: средство характеристики героя, способ воплощения современной драматургу действительности, механизм конструирования комических ситуаций. Автор статьи обнаруживает присутствие в структуре «Петербургского Фигаро» наряду с куплетом таких обязательных элементов водевиля, как незамысловатая интрига, построенная на любовном сюжете, счастливый финал, устойчивые амплуа. Автор приходит к выводу, что литературный процесс последней трети XIX века в области малых драматических форм характеризуется парадоксальной ситуацией. С одной стороны, рассмотренные в статье пьесы наследуют водевилю, вобрав в себя «знаковые» элементы его поэтики. С другой - наблюдается тенденция деводевилизации малых драматических жанров. Лейкин углубляет и обогащает проблематику «шуточных сцен», вводит в них темы и мотивы, характерные для бытовой комедии последней трети XIX века. Так, в «Петербургском Фигаро» драматург показывает, что в современной ему жизни предметом купли-продажи становятся не только материальные ценности, но и искренние чувства. В пьесе «На случай несостоятельности» звучит мысль о потере национальной гордости и национальной самобытности, низкопоклонстве русского общества перед всем иностранным.
Ключевые слова
Н.А. Лейкин; «шуточные сцены»; водевиль; малая драматическая форма; куплет; N.A. Leykin; "joking scenes"; comic sketch; minor drama form; couplet
PARADOXES OF СOMIC SKETCH TRADITIONS IN "JOKING SCENES" BY N.A. LEYKIN
The article deals with the drama heritage of N.A. Leykin on the material of the "joking scenes" "Figaro from Petersburg", "It is necessary to get accustomed!!!...", "In case of insolvency", "Medal", which embody some processes of the genre deformation of the comic sketch. Specific features of the comic sketch and their transformation in the analyzed works are revealed on the level of the subject and compositional structure and the image system. The article defines the typology of couplets, the following types are distinguished: representing, evaluating, subject modeling ones. Special attention is given to the play "Figaro from Petersburg", which conforms to poetics of the comic sketch genre in the thematic and structural-semantic scheme. Its relation to comic sketch, emphasized by Leykin in the genre sub-title "joking scenes with couplets in three acts", is confirmed by insertions in the form of couplets which connect subject situations and all stage pointed positions in the play between themselves. Functions of the couplet in the analyzed work are stated as: the means of a hero characteristics, the way of embodying reality of the playwright's time, the mechanism of comic situations construction. Besides couplets, the author of the article has found presence in the structure of "Figaro from Petersburg" such obligatory elements of a comic sketch as the uncomplicated plot based on love-affair, the happy finale, stable types. The author comes to the conclusion that literary process of the last third of the XIX century in the sphere of minor drama forms was characterized by the paradox situation. On the one hand, the plays analyzed in the article succeeded to the comic sketch, absorbing "symbolizing" elements of its poetics. On the other hand, the tendency of disinheriting minor drama genres of comic sketch features was observed. Leykin extended and enriched problems of "joking scenes", introducing into them the themes and motives characteristic of the genre comedy of the last third of the XIX century. Thus, in "Figaro from Petersburg" the playwright shows that in the life contemporary to him not only material values, but sincere feelings have become the things for buying and selling. In the play "In case of insolvency" there is an idea of losing national pride and national originality, of the Russian society cringing to everything foreign.
Список литературы
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб, 1880-1882. Т. 3.
-
Лейкин Н.А. Шуточныя сцены. СПб., 1880.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
-
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 2003.
-
Старый русский водевиль. 1819-1849 / Вводная статья, примечания и отбор оригиналов М. Паушкина. М., 1937.
-
Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М., 1974-1983. Т. 2.
-
Шахматова Т.С. «Водевильное поветрие» в русской литературе XIX века // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 6. С. 70-76.
-
Матяш С.А. Жанр инвективы в поэзии Ф.И. Тютчева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 11. С. 36-43.
-
Русская поэзия XVIII века. М., 1972.
-
Свердлов М. О жанровом мифе: что воспевает пиндарическая ода? // Вопросы литературы, 2002. № 6. С.103-126.
-
Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. М., 2004.
-
Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 т. М., 2010.
-
Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1987.
-
Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.