Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (41) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-41-2-90-97
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА ПЬЕСЫ В. ШЕНДЕРОВИЧА «ДВА АНГЕЛА, ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА»
Статья посвящена изучению театрального наследия В.А. Шендеровича, одного из лучших комедиографов XXI века, чьи тексты не теряют своей актуальности и звучат с каждым годом все острее. В центре исследования анализ комедии «Два ангела, четыре человека» (2001). Рассматриваются игровые приемы на уровнях сюжета, образов персонажей, литературных реминисценций (диалог с произведениями М. Булгакова, Н. Эрдмана и В. Орлова), языкового комизма. Определяются их функции. Выявляется сатирическая адресация текста. Особое внимание уделяется водевильной поэтике в структуре пьесы. Доказывается, что характерные для водевиля приемы занимают в тексте важное место, поскольку придают динамичность действию и поддерживают общую комическую атмосферу произведения. При внешнем комизме пьесы «Два ангела, четыре человека», основанном нередко на «черном» юморе, Шендерович решает актуальные общечеловеческие социально-нравственные вопросы, а в подтексте обращается к злободневным социально-политическим проблемам (например, тотальная бюрократизация общества, противостояние религиозных конфессий и др.). Драматург предлагает пародийную организацию потустороннего мира как многоуровневой бюрократической системы, где нужно не только душам умерших, но и самим чиновникам (ангелам и бесам) заполнять бесконечное число документов, ждать в очередях (без надежды на прием), отчитываться перед проверяющими и т.д. Конфликт центрального персонажа - трагедия «маленького человека». Рая он не заслужил, ибо грешен, но и для ада грехи оказываются мелкими, потому даже в загробном мире его ждет участь среднестатистического обывателя (исключительно номенклатурной единицы), бесконечно томящегося в коридорах чистилища. Автор утверждает гуманистические идеи, при этом высмеивает социально-нравственные и бытовые пороки (жадность, корыстолюбие, воровство, прелюбодеяние, доносительство и т.п.) и раскрывает тему блата как проблему космического масштаба. Шендерович предлагает также по-новому взглянуть на образ падшего ангела, делая его трагикомическим персонажем - антигероем, наделенным функциями резонера.
Ключевые слова
В. Шендерович; комедия; сатира; пародия; языковая игра; водевильная поэтика; proverb; V. Shenderovich; comedy; satire; parody; speech game; vaudeville poetics
THE PROBLEMS AND POETICS OF V. SHENDEROVICH'S PLAY "TWO ANGELS, FOUR PEOPLE"
The article is devoted to the study of the dramatic legacy of V. Shenderovich, one of the best XXI century comedy writers, whose texts do not lose their actuality and with each passing year resonate increasingly sharp. The analysis of the comedy "Two angels, four people" (2001) is at the centre of research. Game techniques at the levels of a plot, characters' images, literary reminiscences (the dialogue with the text's of M. Bulgakov, N. Erdman, V. Orlov), languauge humour are covered. Their functions are being defined. Satire addressing of a text is being revealed. Special attention is given to vaudeville poetics in the play's structure. The article proves that the techniques specific for a vaudeville occupy an important position in the text, because they give certain dynamism to the play's action and contribute to a general comic atmosphere of this work of fiction. Taking into consideration the external comedy effect of "Two angels, four people" often based on dark humour, Shenderovich solves topical social and moral issues that are common to all mankind, and through the subtext he appeals to present-day socio-political problems (e.g. complete bureaucratization of a society, confrontation of religious denominations, etc). The playwriter proposes a mock structure of the afterworld as a multilevel bureaucratic system, where it is needed not only for dead souls, but for bureaucrats (angels and demons) themselves to fill in an infinite number of documents, wait in queues (without any hope of an appointment), report to inspectors, etc. The conflict of a central character is a tradegy of a low ranker. Being sinfull, he did not deserve to go to Heaven, but his sins are too small for ending up in hell. So, even in the afterworld the fate of an average philistine (solely and exclusively nomenclature unit) suffering endlessly in the purgatory's waiting-rooms awaits for him. The author insists on humanistic ideas and at the same time he turns social and moral, everyday vices (greed, filthy lucre, lust, whistle-blowing, etc) into ridicule, and discloses the topic of profitable connections as a cosmic-scale problem. Shenderovich also proposes to take a fresh look at the image of the fallen angel, making him a tragicomic character - an anti-hero charged with functions of a reasoner.
Список литературы
-
Булгаков М. Зойкина квартира // Булгаков М. Пьесы 1920-х годов. Л., 1989. С. 215-248.
-
Булгаков М. Мастер и Маргарита // Булгаков М. Собр. соч.: в 5 т. М., 1990. Т. 5. С. 7-384.
-
Гаджиев А. Метаморфозы демонической канцелярии (фантасмагории А. Кима и В. Орлова) // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. Т. 63. № 1-2. С. 162-168.
-
Шендерович В. Два ангела, четыре человека // Шендерович В. «Текущий момент» и другие пьесы. М., 2012. С. 5-60.
-
Эрдман Н. Самоубийца // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990. С. 81-164.