Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (42) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-42-3-21-32
«РАЗГУЛ НЕОБУЗДАННОЙ ДУМКИ» КОЗЬМЫ ПРУТКОВА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВЫХ ГРАНИЦ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ
В предлагаемой статье автор обращается к проблеме актуализации тех или иных жанров, трансформирующих существующую жанровую систему. Доказывается, что ко второй половине XIX века возникают различные формы инверсии культурно-исторического сознания, приводящие к пересмотру или дискредитации основополагающих принципов художественного мировосприятия. Происходит качественный взрыв, который порождает новые жанровые формы, не вписывающиеся в контекст жанровых ожиданий. Эта тенденция рассматривается на примере пьесы Козьмы Пруткова «Фантазия», репрезентирующей комплекс признаков и свойств, позволяющих определить возможные границы и перспективы развития такого жанрового образования, как драматическая фантазия. Автор приходит к выводу, что в рассматриваемом произведении осуществляется особая творческая деятельность, реализующаяся в гротескно-пародийной игре на интеллектуально-рациональном, эмоционально-психологическом и художественно-эстетическом уровнях. Создатели пьесы, используя игровую природу динамично-текучего искусства, объединяют систему детерминант, направленных по двум векторам: от внутренних творческих потенций художника и от внешних условий жизни, закрепленных в культурных символах. В результате жанровые признаки становятся условными и предполагают особую творческую интерпретацию многообразия жизненных, культурных и литературных явлений. Это расширяет возможности диалога между языком жизни, языком культуры и языком литературы, гармонизируя отношения между ними. В процессе разрушения установленных обществом границ культуры создается уникальный контекст, основанный на пародийной игре всех со всеми. Пародирование и самопародирование на всех уровнях текста становятся одним из признаков содержащей экзистенциальное начало поэтики драматической фантазии. Жанрово допустимые пределы свободного воображения исчезают, однако традиционные композиционные схемы не отвергаются, а расширяются и обогащаются их возможности. Сюжет преображает приближенное к жизни драматическое действие в подчеркнуто игровое действо, распространяемое не только на литературные стереотипы, но и на символику культуры в целом, переводя язык литературы из вторичного в первичный. Это позволяет автору сделать вывод о безграничности потенциала этого жанрового образования.
Ключевые слова
жанр; драматическая фантазия; пародия; игровая стихия; язык культуры; язык литературы; genre; dramatic fantasy; parody; game element; language of culture; language of literature
REVEL OF UNRESTRAINED THOUGHTS" OF KOZMA PRUTKOV: THE PROBLEM OF THE GENRE BOUNDARIES OF DRAMA FANTASY
In the article the author addresses the problem of actualization of various genres that transform the existing genre system. It is proved that by the second half of the XIX century there had appeared various forms of inversion of cultural and historical consciousness, leading to a revision or discredit of the fundamental principles of artistic perception of the world. There was a qualitative explosion that generated new genre forms that did not fit into the context of genre expectations. This tendency is considered on the example of Kozma Prutkov's play "Fantasy", representing a complex of characteristics and properties, allowing to determine the possible boundaries and prospects of the development of such genre as dramatic fantasy. The author comes to the conclusion that a special creative activity which is realized in the grotesque-parody game at the intellectual-rational, emotional-psychological and artistic-aesthetic levels is carried out in the work under consideration. The creators of the play, using the game nature of dynamic and changeable art, combine a system of determinants directed at two vectors: from the internal creative potentials of the artist and from the external conditions of life embodied in cultural symbols. As a result, genre features become relative and imply a special creative interpretation of the diversity of life, cultural and literary phenomena. This expands the possibilities of a dialogue between the language of life, the language of culture and the language of literature, harmonizing the relations between them. In the process of destroying the boundaries of culture established by the society, a unique context is created, based on the parody game of all with all. Parody and self-parody at all levels of the text become one of the signs containing the existential beginning of the poetics of dramatic fantasy. Genre permissible limits of free imagination disappear, but traditional compositional schemes are not rejected, and their possibilities are expanded and enriched. The plot transforms the close-to-life dramatic action into a game action, which extends not only to literary stereotypes, but also to the symbolism of culture as a whole, transferring the language of literature from the secondary to the primary. This allows the author to conclude that the potential of this genre is limitless.
Список литературы
-
Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.
-
Гузик М.А. Игра как феномен культуры. М., 2012.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2004.
-
Кривушина Е.С Полифункциональность заглавия // Поэтика заглавия художественного произведения: сборник научных трудов. Ульяновск, 1991. С. 3-18.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
-
Малахов В.А. Художественный мир как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л., 1987. С.75-80.
-
Мое посмертное объяснение к комедии «Фантазия» / Толстой А.К., Жемчужников Алексей. Фантазия. Комедия в одном действии. Соч. Y и Z // Свисток. Собрание литературных, журнальных и других заметок: сатирическое приложение к журналу «Современник». 1859-1863. Серия «Литературные памятники». М., 1981. URL: https://az.lib.ru/ (дата обращения: 9.03.2019).
-
Надолинская Т.В. Игра в контексте истории философии, культуры и педагогики // Образование и наука. 2013. № 7. С. 138-152.
-
Письмо известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего / «Досуги Козьмы Пруткова». «Литературный Ералаш»: юмористическое приложение к журналу «Современник». 1854 г.» // Прутков Козьма. Полн. собр. соч. / Серия «Библиотека поэта (Большая серия)». М.-Л., 1965. URL: http://az.lib.ru/p/prutkow_k_p/ (дата обращения: 9.03.2019).
-
Предисловие издателя / Толстой А.К., Жемчужников Алексей. Фантазия. Комедия в одном действии. Соч. Y и Z // Свисток. Собрание литературных, журнальных и других заметок: сатирическое приложение к журналу «Современник». 1859-1863. Серия «Литературные памятники». М., 1981. URL: http://az.lib.ru/ (дата обращения: 9.03.2019).
-
Прутков Козьма. Полн. собр. соч. / Серия «Библиотека поэта (Большая серия)». М.-Л., 1965. С. 11-15, 380-381, 401-402. URL: http://az.lib.ru/p/prutkow_k_p/ (дата обращения: 9.07.2019).
-
Рымарь Н.Т. Художественный язык и язык культуры. Проблема материала // Проблема художественного языка. Самара, 1996. С. 11-25.
-
Скачок В.Е., Демьяненко А.М., Демьяненко Е.А., Котлярович А.А. Игра как философский феномен человеческой деятельности // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1193-1195. URL: https://moluch.ru/archive/104/24232/ (дата обращения: 24.10.2018).
-
Словарь синонимов русского языка. М., 2011.
-
Толстой А.К., Жемчужников Алексей. Фантазия. Комедия в одном действии. Соч. Y и Z // Свисток. Собрание литературных, журнальных и других заметок: сатирическое приложение к журналу «Современник». 1859-1863. Серия «Литературные памятники». М., 1981. URL: http://az.lib.ru/ (дата обращения: 9.03.2019).
-
Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.