Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (42) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-42-3-33-38
РАСССКАЗ Г.И. УСПЕНСКОГО «ПАРОВОЙ ЦЫПЛЕНОК» В ЭПОХАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ О ЛЮБВИ
В настоящей статье впервые анализируется рассказ Г.И. Успенского «Паровой цыпленок» в контексте позднего творчества писателя, а также - эпохального диалога о «смысле любви». Относящийся к жанру святочного рассказа, он имитирует обстановку веселья и ряженья, характерную для народных святок. Между тем, речь в рассказе идет о божественном откровении, которое меняет сознание героя. Наблюдая материнскую любовь курицы к цыпленку, главный герой рассказа - курятник Селиверстов - поверил в Бога. Успенский отождествляет, как показано в настоящей статье, курицу-наседку с крестьянской женщиной. В ней Успенский видит двуединый образ плодородной Матери-земли и спасающей Небесной Матери. Согласно писателю, Бог говорит с человеком через материнскую любовь, образец которой Успенский находит в русском крестьянском быту. Рассказ был с восхищением принят Л.Н. Толстым, в эти годы работавшим над повестью «Крейцерова соната» (1887-1889). В статье выясняются точки сближения и отталкивания позиций двух художников. Толстой ценит «зоологичность» материнской любви, однако, отрицает богоматеринство. Автор «Крейцеровой сонаты» солидаризируется с Успенским в неприятии материнского эгоизма женщин «обеспеченных классов». Последним в эпохальный диалог о любви вступил В.С. Соловьев, опубликовавший в 1892-1893 годах цикл лекций, объединенных названием «Смысл любви». Тексты Соловьева, созданные в эти годы, свидетельствуют о его знакомстве с творчеством Успенского и «Паровым цыпленком», в частности. В отличие от Успенского и Толстого, Соловьев невысоко ценит материнскую любовь, продиктованную заботой о потомстве. Таким образом, во всех трех произведениях любовь рассматривается как религиозный феномен, приводящий человека к Богу или, напротив, лишающий его благодати богообщения. Метафизика материнства, открытая Успенским, стала предметом религиозно-философской мысли Серебряного века.
Ключевые слова
Г.И. Успенский; Л.Н. Толстой; В.С. Соловьев; святочный рассказ; «Паровой цыпленок»; G.I. Uspensky; Leo N. Tolstoy; V.S. Soloviev; Christmas story; "The Steam Chicken"
THE STORY OF G.I. USPENSKY "THE STEAM CHICKEN" IN THE EPOCHAL DIALOGUE ABOUT LOVE
This article for the first time analyzes the story of G.I. Uspensky "The Steam Chicken" in the context of the writer's late work, as well - of an epochal dialogue about the "meaning of lovе". Related to the genre of Christmas story, he imitates the atmosphere of fun and folk plays peculiar of folk Christmas. Meanwhile, the story tells about the divine revelation, which changes the consciousness of the hero. Observing the maternal love of the hen to the chicken, the protagonist of the story - Seliverstov - could believe in God. Uspensky identifies, as shown in this article, a hen with a peasant woman. Uspensky sees in her the two-sided image of the fertile Mother Earth and the saving Mother of Heaven. According to the writer, God speaks to man through maternal love, a sample which Uspensky finds in the Russian peasant life. The story "The Steam Chicken" was admired by Leo N. Tolstoy. He was working on the novella "The Kreutzer Sonata" (1887-1889). This article clarifies the points of convergence and repulsion of the positions of two artists. Tolstoy appreciates the instinctiveness of maternal love, however, denies the divinity of motherhood. The author of the "The Kreutzer Sonata" agrees with Uspensky in rejecting the maternal egoism of women of the "wealthy classes". The last in the epochal dialogue about love was V.S. Soloviev who published in 1892-1893 a series of lectures, which were united by the name " The Meaning of love". The works of Solovyov, created during these years, testify to his acquaintance with the works of Uspensky and "The Steam Chicken", in particular. Unlike Uspensky and Tolstoy, Solovyov does not greatly appreciate maternal love dictated by care for the offspring. Thus, in all three works, love is viewed as a religious phenomenon, leading a person to God or, conversely, depriving his grace of God-communion. The metaphysics of motherhood, which was discovered by Uspensky, became the subject of religious and philosophical thought of the Silver Age.
Список литературы
-
Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб., 1995.
-
Дячук Т.В. «История болезни» или «житие»? (Биография Г.И. Успенского в мемуарах и современном прочтении) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 2(77). С. 90-95.
-
Кузьмина-Караваева Е.Ю. Почитание Богоматери // Е.Ю. Кузьмина-Караваева. Жатва духа: религиоз.-филос. соч. СПб. 2004. С. 176-189.
-
Леонтьев К.Н. Какой Успенский - Глеб или Николай // К.Н. Леонтьев. Полн. собр. соч.: в 12 т. Т. 9. СПб., 2014. С. 367-373.
-
Паршин А.Н. «Богородица мать сыра земля… (О трех лекциях в Московской Духовной Академии) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2011. С. 72-82.
-
Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000.
-
Соловьев В.С. Смысл любви: избранные произведения. М., 1991. С. 125-183.
-
Соловьев В.С. Несколько слов по поводу «жестокости» // Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. 196-198.
-
Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч.: в 90 т. М., 1936. Т. 27. С. 7-39.
-
Успенский Г.И. Полн. собр. соч.: в 14 т. М., 1949. Т. IX.
-
Успенский Г.И. Полн. собр. соч.: в 14 т. М, 1953. Т. X. Кн. 1.
-
Успенский Г.И. Полн. собр. соч.: в 14 т. М., 1954. Т. X. Кн. 2.
-
Чешихин-Ветринский В.Е. Глеб Иванович Успенский: биографический очерк. М., 1929.
-
Mondry H. Pure, strong and sexless: the peasant woman’s body and Gleb Uspensky. Amsterdam - New York, N.Y., 2006.