Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (42) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-42-3-45-51
ПОЭМА Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ДУХОВНЫЙ ОПЫТ ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ «БОЛЬШОГО ВРЕМЕНИ»
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», одно из великих свершений православной культуры и завоеваний русского духа, в аспекте аналитически-интерпретационных воззрений литературоведов, подменяющих сакральную полноту смыслового массива произведения скрупулезным начетничеством описания его словесного каркаса, остается освоенной не в полной мере. В данной статье рассматривается восприятие героем поэмы многомерной деформации духовных доминант русского характера, прельщенного сатанинским искушением, которое воплощено как пророческое предостережение национальному самосознанию о приближении апокалиптического времени, так что сведение замысла к критико-обличительной составляющей повествования противоречит установкам авторского сознания и художественной традиции отечественной культуры, укорененной в православном миропонимании, и профанирует православный смысл произведения. Композиция поэмы предопределена замыслом постижения духовного оскудения русского характера: Манилову, пытавшемуся, на все мирские обретения, всячески противостоять проявляющемуся в нем человеческому бессилию и прельщенному не от мира сего состоятельностью, противостоит погрязшая в насущном овдовевшая Коробочка, утвердившаяся в горделивом помрачении ума, на взятых покойным супругом чиновных высотах и доверившаяся сатане, посулившему невообразимую исключительность, сопоставимая по контрасту с разудалым вдовцом Ноздревым, одержимым неуемной страстью к сомнительным развлечениям и отвлечениям от всего земного, который со своими «домочадами» совсем непохож на крепкого и прижимистого, но бездушного Михаила Семеновича Собакевича, напомнившего Чичикову медведя, однако неспособного понять угасание человечности в Плюшкине, превратившемся в «прореху на человечестве». Гоголь, моливший о даровании прозрения грядущего, убедительно развенчивает надежды на сатанинские соблазны: если Манилов все-таки превратил «камни в хлебы», найдя свою нишу в мирском и стремясь вознестись над суетой, то в закромах Плюшкина хлебы превращались в камни. В сознании героя поэмы, размышляющего о наступлении сатанинских времен и духовном разложении всякого оторвавшегося от онтологической основы нравственности мира, возникает образ русского человека, испытывающего влияние искаженной духовной традиции отечественной культуры.
Ключевые слова
Н.В. Гоголь; русский характер; греховные помышления; сатанинское искушение; духовная деформация; культурная традиция; пророческое предостережение; N.V. Gogol; Russian character; sinful thoughts; satanic temptations; spiritual deformation; cultural tradition; pr
THE POEM "DEAD SOULS" BY N.V. GOGOL: THE CHARACTER'S SPIRITUAL EXPERIENCE IN THE CONTEXT OF "GREAT TIME
N.V. Gogol's poem "Dead Souls", one of the great accomplishments of the Orthodox culture and the conquests of the Russian spirit is not fully developed in the aspect of analytic and interpretative views of literary critics, replacing the sacred fullness of the semantic array of the work by scrupulous reading the description of his verbal framework. The character's perception of the multidimensional deformation of the spiritual dominants of the Russian character, seduced by satanic temptation, is embodied as a prophetic warning of the national self-consciousness against the approaching apocalyptic time. That's why reducing the idea to a critical and accusatory part of the narrative is contrary to the fiction tradition of Russian culture, rooted in the Orthodox mentality, and diminishes the Orthodox meaning of the poem. The composition of the poem is predetermined by the idea of incarnation of the spiritual impoverishment of the Russian character. The starry-eyed Manilov, who tried in every `way to resist the human powerlessness manifested in him and deceived not by this world with consistency is opposed by Korobochka, the widow, steeped in the material world, who is contrasted to the widower Nozdryov, who possesses an irrepressible passion for entertainment and distractions from everything that is frail. He, surrounded by his innumerable puppies that are dearer for him than his own children, is ablsolutely unlike the strong and cautious, but soulless Sobakevich, unable to grasp the extinction of human pretensions in Plyushkin, who turned into a "hole and humanity". Gogol convincingly dispels hopes for satanic temptations: if Manilov managed to turn "stones into breads", finding his place in the world and striving to ascend above the vanity, then in Plyushkin's bins the breads are turned into stones. In the minds of the hero of the poem, reflecting on the onset of satanic times and the spiritual decomposition of all detached from the ontological basis of the morality of the world, there is an image of a Russian person experiencing the influence of a distorted spiritual tradition of Russian culture.
Список литературы
-
Бердяев Н.А. Духи русской революции // Из глубины: сб. статей о русской революции. М., 1998. С. 55-89.
-
Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2000
-
Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.; в 14 т. / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). М., 1937-1952.
-
Есаулов И.А. Русская классика: новое понимание. СПб., 2017.
-
Зеньковский В.В. Н.В. Гоголь // Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С.141-264.
-
Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 17 т. Т. 8. кн. 1. М., 1995.
-
Франк С.Л. Религиозное сознание Гоголя // Н.В. Гоголь: pro et contra. Т. 1. М., 2009, С. 633-644.
-
Шевырев С.П. Похождение Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н.В. Гоголя. Статья вторая // Шевырев С.П. Об отечественной словесности. М., 2004. С. 181-203.