Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (42) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-42-3-52-58
О СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ КОНЦЕПТА КРЕАТИВНОСТЬ
Профессиональные сообщества с разной модальностью и частотностью употребляют понятия «креативность» и «творчество», поскольку знания и представления авторов о концепте креативность не совпадают, и имеет место различная рефлексия у носителей языка относительно одного смысла. Были проанализированы работы за последние пять лет, посвященные исследованию креативности в различных областях современной науки: педагогике, психологии, культурологии, философии, филологии. Креативность как концепт миропонимания, мироощущения является продуктом современного общества, поэтому мобильное, комплементарное внесение чего-то нового является результатом деятельности современного человека. Под креативностью понимаются гибкие интеллектуальные способности, связанные с дивергентным мышлением, большим объемом памяти, развитым воображением и интуицией, умением импровизировать. Если в основе творчества лежит создание новых произведений, обладающих эстетической и культурной ценностью, то в креативности главным является быстрое, новое, оригинальное решение вопроса, проблемы, образа, умение искать ответы в разных областях знаний и высокая скорость мышления и психических реакций. Исследование концептов через семантику объективирующих их языковых единиц позволяет выявить общие, инвариантные компоненты структуры номинативного поля. Слова креативность и творчество наряду с общим семантическим содержанием («оригинальность», «создание нового», «ассоциативность») имеют целый набор «своих» дифференциальных сем, а также обладают как общей, так и несовпадающей сочетаемостью. Кроме того, валентные свойства и метаязыковая рефлексия носителей языка указывают на вполне определенное различие слов «творчество» и «креативность». С позиции актуализации понятийного, эмоционального, ассоциативного, вербального содержания концепты креативность и творчество имеют существенные различия, их сопоставление показывает, что это близкие концепты, но не тождественные. Такие близкие ментальные образования образуют концептуальные единства с инвариантной частью и нуждаются в разностороннем исследовании их структуры.
Ключевые слова
креативность; творчество; языковая картина мира; профессиональная картина мира; концепт; дискурс; когнитивные признаки; семантика; creativity; creative work; language picture of the world; professional picture of the world; concept; discourse; cognitive signs; se
ON THE SEMANTIC-PRAGMATIC ASPECT OF THE CONCEPT OF CREATIVITY
Professional communities with different modality and frequency use the concepts of "creativity" and "creative work", because the knowledge and ideas of the authors around the concept of creativity do not coincide, and there is a different reflection of native speakers on the same meaning. An important role in the formation of the concept is played by a semantic and pragmatic aspect, in which the study was conducted. The works of the last five years devoted to the study of creativity in various fields of modern science: pedagogy, psychology, cultural studies, philosophy, Philology were analyzed. Creativity as a concept of worldview, attitude is a product of modern society, so the mobile, complementary introduction of something new is the result of the activities of modern man. Creativity refers to flexible intellectual abilities associated with divergent thinking, a large amount of memory, developed imagination and intuition, the ability to improvise. If the basis of creativity is the creation of new works with aesthetic and cultural value, the main thing in creativity is a quick, new, original solution to the question, problems, images, the ability to seek answers in different fields of knowledge and high speed of thinking and mental reactions. The study of concepts through the semantics of their objectifying linguistic units reveals the General, invariant components of the structure of the nominative field. The words creativity and creative work along with the General semantic content ("originality", "creation of new", "associativity") have a whole set of "their" differential semes, and also have both a common and a mismatched compatibility. In addition, the valence properties and metalanguage reflection of native speakers indicate a definite difference between the words creativity and creative work. From the position of actualization of conceptual, emotional, associative, verbal content, the concepts of creativity and creative work have significant differences, their comparison shows that these are close concepts, but not identical. Such close metal formations form conceptual unity with the invariant part and need a comprehensive study of their structure.
Список литературы
-
Абрамова В.В. Единство традиции и новации в подготовке художника педагога как основа креативного развития личности // Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве. Елец, 2017. С. 60-63.
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М., 1995.
-
Азарова Н.М. Креативность как слово и как концепт // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 21-30.
-
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с анг. Н.И. Бабицкого. М., 2008.
-
Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965. С. 433-456.
-
Зырянова М.Н. Мегаконцепт 'Творчество' в поэтической модели мира Д.А. Пригова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/megakontsept-tvorchestvo-v-poeticheskoi-modeli-mira-da-prigova (дата обращения: 23.05.2019).
-
Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2001. С. 75-80.
-
Климова М.В., Мальцева В.А. К вопросу о формировании креативного мышления у будущих педагогов художественного профиля // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 8 URL: https://http://dom-hors.ru/vipusk-8-2019-spp (дата обращения: 12.09.2019).
-
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011.
-
Мартынова Л.Н. Воспитание креативности у детей предшкольного возраста // Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве. Елец, 2017. С. 51-54.
-
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М., 2013.
-
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
-
Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. М., 1989. С. 21-35.
-
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164-168.
-
Словарь иностранных слов современного русского языка: 100000 слов и выражений / Сост. Егорова Т.В. М., 2014.
-
Соловьева Т.А., Лапина Н.М. Психолого-педагогические условия развития креативности личности обучающихся в образовательной деятельности высшей школы // Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве. Елец, 2018. С. 93-97.
-
Стернин И.А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1(001). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.04.2019).
-
Стернин И.А. Избранные работы. Теоретические и прикладные проблемы языкознания. Воронеж, 2008.
-
Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
-
Фещенко В.В. Семиотика творчества и лингвистика креативности // Общественные науки и современностью. 2008. № 6. C. 143-150.
-
Vassilenko A.P., Karabulatova I.S., Vasilishina E.N., Tukaeva R.A., Barabash V.V. The conceptual sphere of fiction in the Russian and english world picture // Opcion. 2018. 34(85). С. 825-839.
-
Gabora L.Creativity: linchpin in the quest for a viable theory of cultural evolution // Current Opinion in Behavioral Sciences. 2019. 27. С. 77-83.
-
Lubart T., Besançon M., Barbot B. Creativity, a potential resource for children and adolescents to evaluate, reveal and develop [La créativité, ressourcepotentielle de l'enfant et l'adolescent, à évaluer, révéler et développer] // Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence. 2019. 67(3). С. 121-129.
-
Sunley R., Harding L., Jones J. Realising creativity in management education: Putting student energy into action // International Journal of Management Education. 2019. 17(2). С. 172-181.