Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (42) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-42-3-75-81
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «УЛИСС» ДЖ. ДЖОЙСА И «БЕССМЕРТИЕ» М. КУНДЕРЫ)
В статье на примере романов представителей (пост)модернистской литературы («Улисс» Дж. Джойса, «Бессмертие» М. Кундеры) рассмотрены основные формы неклассической композиции повествования. Писатели, отказавшиеся от классической концепции литературного героя и традиционных способов сюжетно-композиционной организации произведения, активно использовали неклассические приемы композиции повествования. Для неклассической композиции повествования характерна нелинейность повествовательного развертывания в отличие от классического линейного повествования. Эксплицитная форма неклассической композиции повествования представляет собой полисубъектное повествование при полископической смене точки зрения, когда различные реципиенты каждый одновременно воспринимают одно и то же событие («Улисс» Дж. Джойса), в отличие от моноскопического повествования, когда различные реципиенты каждый последовательно воспринимают разные события. Неклассическая композиция повествования может быть реализована и в рамках моносубъектного повествования на фоне сохранения в качестве привилегированного повествователя одного субъекта речи. В случае моносубъектного повествования, предполагающего максимальное устранение автора в пользу речи персонажей или рассеивание его голоса в речи другого, можно говорить об имплицитной форме неклассической композиции повествования. Имплицитной формой неклассического построения нарратива следует также считать моноскопическое полисубъектное повествование, когда различные реципиенты (каждый последовательно) воспринимают разные события на уровне вставных конструкций, как, например, в «Бессмертии» М. Кундеры.
Ключевые слова
композиция; повествование; нарратив; роман; Дж. Джойс; М. Кундера; composition; narration; narrative; novel; J. Joyce; M. Kundera
THE MAIN FORMS OF NON-CLASSICAL COMPOSITION OF THE NARRATIVE IN MODERN PROSE (BASED ON THE NOVELS "ULYSSES" BY J. JOYCE AND "IMMORTALITY" BY M. KUNDERA
The article deals with the main forms of non-classical composition of the narrative on the example of the novels of representatives of (post)modernist literature ("Ulysses" J. Joyce, "Immortality" M. Kundera). The writers, who abandoned the classical concept of the literary hero and the traditional ways of plot-compositional organization of the work, actively used non-classical methods of the narrative composition. The non-classical composition of the narrative is characterized by the non-linearity of the narrative deployment in contrast to the classical linear narrative. Explicit form of the non-classical composition narrative is a poly-subject narrative policopiado when you change the point of view, when the various recipients at the same time each perceive the same event ("Ulysses" J. Joyce), in contrast to the monoscopic narrative, when different recipients each consistently perceive different events. Non-classical composition of the narrative can be implemented within monosubject narrative on the background of conservation as a privileged narrator of one subject of the question. In the case of a monosubject narrative involving the maximum elimination of the author in favor of the speech of the characters or the dispersion of his voice in the speech of another, we can talk about the implicit form of non-classical composition of the narrative. The implicit form of non-classical construction of the narrative should also be considered the monoscopic polysubject narrative, when different recipients (each consistently) perceive different events, at the level of plug-in structures, such as in "Immortality" M. Kundera.
Список литературы
-
Гончаренко Э.П. Творчество Джойса и модернизм 1900-1930 гг. Днепропетровск, 2000.
-
Иванюк Б.П. Метафора и произведение (структурно-типологический, историко-типологический и прагматический аспекты исследования). Черновцы, 1998.
-
Кундера М. Бессмертие / Пер. с чеш. Н. Шульгиной. СПб., 2001.
-
Кундера М. Нарушенные завещания / Пер. с фр. М. Таймановой. СПб., 2005.
-
Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. Волгоград, 1999.
-
Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энциклопедический справочник / Под ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. М., 1996.
-
Теория литературы: учеб пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. М., 2004. Т. 1.
-
Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале // Джойс Дж. Улисс (Ч. III). М., 1994. С.363-605.
-
Эйзенштейн С.М. Монтаж. М., 1998.