Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (43) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-43-4-11-18
ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА КАК ГОРОДА НА БОЛОТЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ М. ПРИШВИНА И В. НАБОКОВА
Статья посвящена анализу образа Северной Пальмиры в художественных системах М. Пришвина и В. Набокова, писателей, которые, казалось бы, весьма далеки друг от друга в постижении и отражении специфики национального бытия. В центре нашего исследования - загадочное пространство Санкт-Петербурга, в частности, его болотный топос, обладающий непостижимой и таинственной силой. Болотный дискурс рассматриваемых писателей, актуализированный весьма отчетливо, исследуется в парадигме взаимоотношений природного и культурного начал. Так, в романе Пришвина «Кащеева цепь» эксплицирована трихотомия «хтоническая природа (болото) - гармоническая культура, преодолевающая хаос - руинирующая природа (болото)». Указанная трехчастная структура тесно связана с идеей призрачности, иллюзорности, характерной для немалого числа произведений, составляющих Петербургский текст русской литературы (В. Топоров). Набоков, обращаясь к образу родного города, видит его амбивалентным пространством, где, с одной стороны, царит так называемый «темно-призрачный хаос», а с другой, светлый космос с его идеальной гармонией природного и культурного начал. В статье подчеркивается, что Набоков в художественном воплощении локальной основы Петербурга осмысляет его в контексте мировой традиции, то есть, христианской культуры и европейской славянской мифологии, включая сложный танатологический комплекс. И Пришвин, и Набоков, «проживая» в Петербурге, в его прошлом и настоящем, словно зажигают две звезды на окрашенном ночными фонарями небе: живую, теплую, олицетворяющую жизненную силу в судьбе города и мертвую звезду возмездия и скорби. В дискурсе Набокова больше мистики с ее притягательной силой - в частности, он обращается к мифопоэтическим образам болотных духов, обитающих под плитами города-на-костях и ждущих своего часа; Пришвин более реалистичен, но оба едины в понимании роковой предопределенности северной столицы, в понимании того, что город живет, словно преодолевая фатальное нарушение законов бытия.
Ключевые слова
Болотный миф; интертекст; мистический дискурс; мотив; Петербургский текст; хронотоп; the Swamp myth; intertext; mystical discourse; motive; Petersburg text; chronotope
THE IMAGE OF PETERSBURG AS THE CITY BUILT ON A SWAMP IN M. PRISHVIN'S AND V. NABOKOV'S ARTISTIC SYSTEMS
The article analyses the image of North Palmyra in the discourses of M. Prishvin and V. Nabokov, the writers which are considered to be rather different in comprehension and reflection of the specifics of national existence. The authors focus on the mysterious space of St. Petersburg and, in particular, on its swamp topos possessing unfathomable and mysterious power. The swamp discourse of the writers is rather distinct and is considered in the context of the relationship between nature and culture. In Prishvin's novel "The Chain of Kashchey" the trichotomy "chthonic nature (swamp)- harmonic culture, overcoming chaos - ruining nature (swamp)" is conceptualized. This three-part structure is closely connected with the ideas of phantom and illusory, typical for many so-called Petersburg texts (V. Toporov). Nabokov, referring to the image of his native city, considers it as the ambivalent space, where, on the one hand, "dark ghostly chaos" reigns, and on the other hand, bright cosmos does, being full of perfect harmony between nature and culture. The authors emphasize that Nabokov, artistically embodying St. Petersburg's local basis, comprehends it in the context of world tradition, e.g., Christian culture and European Slavic mythology, including a composite thanatological complex. "Having lived" in Petersburg, Prishvin and Nabokov seem to light two stars in the sky painted with night streetlights: the vital, warm star personifying the life force in the destiny of the city and the dead star of retribution and sorrow. In the discourse of Nabokov there is more mysticism with its attractive force; Prishvin is more realistic, but both writers are united in understanding the fateful predetermination of the northern capital, in understanding that the city overcomes the fatal violations of the law of being.
Список литературы
-
Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 2. Стихотворения и поэмы 1904-1908. М.-Л., 1960.
-
Волошин М. Петроград. URL: https://online-knigi.com/page/543532?page=36. (дата обращения: 13.11.2019).
-
Гиппиус З.Н. Петербург. URL: https://gippius.com/lib/poetry/peterburg.html. (дата обращения: 13.11.2019).
-
Гоголь Н.В. Невский проспект // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.-Л., 1938. Т. 3.С.7-46.
-
Достоевский Ф.М. Подросток // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 15 т. Л., 1990. Т. 8. С. 139-692.
-
Кузнецов В.В. Истоки русского болота // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 27-33.
-
Мережковский Д.С. Зимние радуги // Мережковский Д.С. Больная Россия. СПб., 1910. С. 3-14.
-
Минаева Т.Ю., Сирин А.А. Болота в природе и жизни человека: значение ментальных вопросов для охраны и рационального использования болот // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 19-26.
-
Набоков В.В. Николай Гоголь // Набоков В.В. Американский период. Собр. соч.: в 5 т. СПб., 2009. Т. 1. С. 400-522.
-
Набоков В.В. Стихотворения // Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: в 5 т. СПб., 2004. Т. 1. С. 437-643.
-
Пришвин М.М. Кащеева цепь // Собр. соч.: в 8 т. Кащеева цепь; Мирская чаша; Произведения 1914-1923 годов. М., 1982. Т. 2.С. 5-482.
-
Равинский Д.К. «Болотные огни» Петербургского текста // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 111-117.
-
Савкина И. Мистика болота в российской массовой литературе // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 162-172.
-
Строганов М.В. Социальные коннотации болота. Салтыков-Щедрин и Достоевский // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 71-82.
-
Строганова Е.Н. «Ах! прелесть есть и в этом запустенье!.» Болото в русской живописи XIX века // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 173-189.
-
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.
-
Федотов О.И. Между Моцартом и Сальери (о поэтическом даре Набокова): монография. М., 2015.
-
Черкасов В.А. Образ болот в творчестве В.В. Набокова // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 219-227.
-
Шоре Э. Болото и гендер. По поводу романа «Анна Каренина» // Русское болото: между природой и культурой: материалы международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 123-132.