Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (43) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-43-4-19-25
КОНЦЕПТ «САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ АГЕНСА» КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТРУКТУРНЫХ СХЕМ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ КОНЦЕПТ «МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Обращение авторов к структурным схемам простого предложения продиктовано актуальностью для современного состояния лингвистики проблемы объективации концептов языковыми средствами. Они трактуются как синтаксические знаки, означаемым которых выступают осмысленные и классифицированные отношения между сущностями окружающего мира. В настоящей статье представлен анализ неспециализированных структурных схем «кто учится чему», «кто додумывается до чего», «кто вдумывается во что» - знаков концепта «мыслительная деятельность». Определено, что для данных структурных схем концептом-донором стал концепт «самостоятельное перемещение агенса». Структурная схема «кто учится чему» имеет своим истоком схему «кто пришел к кому / чему» , структурная схема «кто додумывается до чего» - «кто доходит до чего», структурная схема «кто вдумывается во что» - схему «кто входит во что». Репрезентантами концепта «мыслительная деятельность» неспециализированные структурные схемы «кто учится чему», «кто додумывается до чего» и «кто вдумывается во что» становятся благодаря наполнению предикатива глаголами, номинирующими ментальный процесс и процесс обучения, что влечет за собой сдвиги в лексическом наполнении позиции объектива. В предлагаемой работе авторы останавливаются и на компонентном составе анализируемых структурных схем, описывая средства объективации смыслов: 'субъект мыслительной деятельности', 'мыслительная деятельность', 'объект мыслительной деятельности'.
Ключевые слова
концепт; концепт «мыслительная деятельность»; концепт «самостоятельное перемещение агенса»; структурная схема простого предложения; генезис; concept; concept «independent movement of agent»; concept «mental process»; structural scheme of simple sentence; ge
THE CONCEPT "INDEPENDENT MOVEMENT OF AGENT" AS ONE OF THE SOURCES OF FORMATION OF NON-SPECIALIZED STRUCTURAL SCHEMES, REPRESENTING THE CONCEPT "MENTAL PROCESS
The problem of objectification of concepts by language means has the great current interest for linguistics. It defines the authors' appeal to the structural schemes of simple sentence. They are interpreted as syntactic signs, their meaning are meaningful and classified relations between the entities of the world. This article presents an analysis of non-specialized structural schemes "who learns something", "who reaches upon something", "who thinks something through" which are the signs of the concept "mental process". It was determined that the syntactic concept of "independent movement of agent" became the donor-concept for these structural schemes. The structural scheme "who comes to whom / somewhere" is the source for scheme "who learns something", the structural scheme "who gets around to somewhere" is the source for scheme "who reaches upon something", the structural scheme "who runs into somewhere" is the source for scheme "who thinks something through". The non-specialized structural schemes "who learns something", "who reaches upon something" and "who thinks something through" as representatives of the concept "mental process" become due to the filling of the predicate by the verbs that nominate the mental process and the learning process, which led to changes in the lexical filling of the position of objective. In the proposed work the authors review the component of the analysed structural schemes, describing the means of objectification of meanings: 'subject of mental process', 'mental process', 'object of mental process'.
Список литературы
-
Бородина Н.А. Синтаксическая реализация концепта «мыслительная деятельность» в русском языке: дис. … канд. филол. наук. Елец, 2010.
-
Булынина М.М. Движение - мысль - слово // Вестник ВГУ. Гуманитарные науки. 2004. № 1. С. 185-193.
-
Волохина Г.А., Попова З.Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. Воронеж, 2003.
-
Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. М., 2000.
-
Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990.
-
Казарина В.И. Синтаксический концепт «состояние» в современном русском языке (к вопросу о его формировании). Елец, 2002.
-
Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. М, 2009.
-
Кубрякова Е.С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка. М., 1992. С. 84-90.
-
Попова З.Д. Синтаксическая система русского языка в свете теории синтаксических концептов. Воронеж, 2009.
-
Попова З.Д. Система падежных и предложно-падежных форм в русском литературном языке XVII века (структурно-семантическое описание). Воронеж, 1969.
-
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М., 2007.