Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (43) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-43-4-33-41
ИРРЕАЛИЗМ В РОМАНЕ Г. ГАЗДАНОВА «ВЕЧЕР У КЛЭР»
В статье рассматривается художественный стиль первого романа Г. Газданова «Вечер у Клэр» с точки зрения концепции ирреализма. Дано описание метода ирреализма, определены признаки ирреалистической эстетики, отмечена специфика данной категории анализа произведений литературы. В результате анализа повествования, композиции, образа автобиографического героя и его возлюбленной обнаружилась художественная целостность категории ирреального в романе, прослежена ее телеологическая и онтологическая последовательность в сюжете становления, а также интертекстуальная глубина, связывающая модернистское творчество Газданова с наследием мировой культуры. Затронуты аспекты интертекстуального характера, непосредственно касающиеся ирреалистической эстетики. Анализ элементов ирреализма в романе «Вечер у Клэр» (перформативность, поэтика намеков, стилистический протеизм, установка на зиждущую форму (forma formans), транскультурация образа автобиографического героя) показал, что атмосфера теургической неготовности, незавершенности в романе направлены на вовлечение читателя в сотворческую рецепцию. Особое внимание уделено окказиональной авторской технике. Выявлена фигура умолчания в отсутствии мужа Клэр. Отдельно выделен паратекстуальный прием, приглашающий читателя к разгадыванию намеков на событие прошлого, о котором герои эвфемистично недоговаривают. Автор стремится проследить процесс саморефлексии героя как интенцию проникновения в сущность через кажимое, осознать «ужасы истории» через связь вертикального вечного времени и горизонтального здесь и сейчас. Статья подводит некоторые итоги изучения художественного времени в творчестве Газданова, эстетика которого парадоксально связывает мифологему Вечной женственности и коллизии Гражданской войны в России. Оппозиция время / вечность оказывается ключом к загадкам писателя-модерниста, для которого служение мировой культуре было миссией и решением тупиков разобщенности людей, обострившихся в ХХ веке. Предложенный подход будет интересен не только специалистам филологам, психологам, искусствоведам, но и всем, кто интересуется крупным писателем, творчество которого обнаруживает все новые и новые грани.
Ключевые слова
«иной»; теургия; протеизм; символ; аллюзия; "different"; theurgy; proteism; symbol; allusion
IRREALISM IN THE NOVEL OF G. GAZDANOV "EVENING AT CLAIRS"
The article considers the artistic style of G. Gazdanov's first novel "Evening at Claire's" from the point of view of the concept of unrealism, describes the method of unrealism, identifies the features of the unrealistic aesthetics, and notes the specificity of this category of the analysis of literary works. The analysis of the narrative, the composition, the image of the autobiographical hero and his lover showed artistic integrity category, supernatural in the novel, traces its teleological and ontological consistency in the story of the formation and intertextual depth, linking the creativity of modernist Gazdanov with the legacy of the world culture. The aspects of the intertextual character directly related to unrealistic aesthetics are touched upon. The analysis of the elements of irrealism in the novel "Evening at Claire's" (performativity, poetics of allusions, stylistic protest installation on constructive form (forma formans), transcultural image of the autobiographical hero) showed that the atmosphere of the theurgical unavailability, incompleteness in the novel involve the reader in a co-creative artistic reception. Special attention is paid to the occasional author's technique. A figure of silence in the absence of Claire's husband is revealed. A separate paratextual technique is singled out, inviting the reader to unravel hints about an event of the past, about which the heroes euphemistically keep silent. The author seeks to trace the process of self-reflection of the hero as the intention of penetration into the essence through the apparent, to realize the "horrors of history" through the connection of vertical eternal time and horizontal here and now. The article sums up some results of the study of artistic time in the work of Gazdanov, whose aesthetics paradoxically connects the mythology of Eternal femininity and the conflict of the Civil war in Russia. The time / eternity opposition turns out to be the key to the mysteries of the modernist writer, for whom the service of the world culture was the mission and solution of the dead ends of the disunity of people, aggravated in the twentieth century. The proposed approach will be of interest not only to philologists, psychologists, art historians, but also to everyone who is interested in a major writer, whose work reveals new facets.
Список литературы
-
Астащенко Е.В. Тайна и вымысел: ирреалистические традиции в русской прозе первой трети ХХ века М.-Ярославль, 2017.
-
Астащенко Е.В. Ирреализм как эпитет и как термин. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) // Modern Research of Social Problems. № 4(48). 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/281612352 (дата обращения: 02.11.2019).
-
Бабич И.Л. Гайто Газданов и масонская ложа «Северная звезда» (1932-1971 годы) // Новый исторический вестник. 2016. № 49(3). С. 184-199.
-
Газданов Г. Собр. соч.: в 5 т. T. 1. Романы. Рассказы. Литературно-критические эссе. Рецензии и заметки. М., 2009.
-
Гейне Г. Собр. соч.: в 10 т. M., 1956-1959. Т. 6.
-
Иванов E.Е. Принципы организации художественного времени в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». URL: https://www.tspu.edu.ru/files/studnauka/2018/Сборник-2018/Том_2_часть_1.pdf Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 02.11.2019).
-
Киньяр П. Секс и страх. М., 2000.
-
Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М., 2001.
-
Колесников А.С. Мировая философия в эпоху глобализации. Нью-Йорк-СПб., 2008.
-
Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение: юбилейное собр. соч. М.,1993.
-
Плеханова И.И. Философские проблемы литературоведения: Теория витальности в связи с философией и теорией литературного творчества. Психотип и творческая индивидуальность поэта. Иркутск, 2014.
-
Полонский В.В. Между традицией и модернизмом. Русская литература рубежа XIX-XX веков: история, поэтика, контекст. М., 2011.
-
Рихтер Жан- Поль, Jean Paul. Vorschule der Ästhetik. Leipzig, 1923.
-
Тлостанова В. Пограничное (со)знание / мышление / эстезис на пути к трансмодерному миру // Общественные науки и современность. М., 2012. № 6. С.158-159.
-
Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтический символизм начала века: Космическая символика. СПб., 2003.
-
Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. № 8. 1996. С. 166-188. 17. Эпштейн М.Н. От знания - к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.-СПб., 2016.
-
Эпштейн М.Н. Скрипторика. Введение в антропологию и персонологию письма // НЛО. 2015. № 1(131). С. 257-269.
-
Derrida J. Memoires for Paul de Man. Revised edition / The Wellek LibraryLectures at the University of California, Irvine. Columbia University Press. New York. Oxford 1986, 1989. р. 48-49.
-
Hansen-Löve, Aage A. (1982). Die 'Realisierung' und 'Entfaltung' smantischer Figuren zu Texten. Wiener slawistischer Almanach Bd.10. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-84995555595&partnerID=40&md5=c54db2f9821dcb66b36e2d44d4af26e9 (дата обращения: 02.11.2019).
-
Ivanov Eugene. Public_Lectures_On_The_Novel_Of_G_Gazdanov_An_Evening_With_Claire. 18th PC SF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. URL: https://www.researchgate.net/scientific (дата обращения: 02.11.2019).
-
Ivanov Eugene. Mythologem Eternal Feminine In Novel Of Gaito Gazdanov "An Evening With Claire". 2411-22418.10.15405/epsbs.2019.03.02.278. SCTCMG 2018International Scientific Conference "Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism". URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/SCTCMG2018FA278.pdf (дата обращения: 02.11.2019).
-
Эпштейн М.Н. От знания -к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.-СПб., 2016.