Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (43) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-43-4-55-61
О СЕМАНТИКЕ МИФОЛОГИЗМОВ В ПОВЕСТИ Е. ЗАМЯТИНА «ПОЛУДЕННИЦА»
В статье рассматривается семантика мифологизмов в неоконченной повести Е. Замятина «Полуденница», не опубликованной при жизни писателя, отвергнутой издателями по цензурным соображениям. Среди произведений Замятина это один из самых ярких примеров мифологизации повествования. Повесть, с одной стороны - отражение древнейших верований славян, их представлений об окружающем мире, а с другой - замятинское осознание своеобразия языковой картины мира русского человека и ее преломление в художественном тексте. Мифологическая лексика в повести - пример народного двоеверия: сочетания христианских верований и древних языческих представлений славян о мире. В статье анализируется семантика таких образов в славянской мифологии, как медведь, лошадь, печь, лягушка, петух и др., постепенно приводящих к складыванию и пониманию семантики образа полуденницы, вынесенной в заголовок повести. Амбивалентность использованных авторов мифологизмов приводит читателя к осознанию амбивалентности главного образа - полуденницы, в которую постепенно превращается Маринка, главная героиня повести, влюбленная в молодого священника Виктора. Сосуществование двух миров в повести - церковного и народно-мифологического - находит выражение в том, что пласты лексики, связанной с христианской верой, постоянно перемежаются значительными по объему и семантическому наполнению пластами лексики древнеславянского мифологического содержания.
Ключевые слова
Замятин; «Полуденница»; мифология; народное двоеверие; семантика; амбивалентность; Zamyatin; "Poludennitsa"; mythology; folk dual faith; semantics; ambivalence
ON THE SEMANTICS OF MYTHOLOGIZMS IN THE E. ZAMYATIN'S STORY "POLUDENNITSA"
The article deals with the semantics of the mythologisms in the unfinished novel by E. Zamyatin "Poludennitsa", not published during the writer's lifetime, rejected by publishers for censorship reasons. This is one of the most striking examples of the mythologization of the narrative аmong Zamyatin's works. The story, on the one hand is a reflection of the ancient beliefs of the Slavs, their ideas about the world, and on the other - Zamyatin awareness of the originality of the linguistic picture of the world of the Russian people and its refraction in the literary text. The mythological vocabulary in the story is an example of folk superstition: a combination of Christian beliefs and ancient pagan ideas of the Slavs about the world. The article analyzes the semantics of such images in Slavic mythology as a bear, a horse, a stove, a frog, a rooster, etc., gradually leading to the folding and understanding of the semantics of the image of the midday girl, made in the title of the story. The ambivalence of the used mythologisms leads the reader to realize the ambivalence of the main image - the midday girl, into which Marinka, the main heroine of the story, in love with the young priest Victor, gradually turns. The coexistence of two worlds in the story - Church and folk mythological - finds expression in the fact that the layers of the vocabulary associated with the Christian faith are constantly interspersed with significant in volume and semantic filling layers of vocabulary of ancient Slavic mythological content.
Список литературы
-
Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М., 2006.
-
Борода Е.В. Замятинская «спираль искусства»: новый виток и повторение пройденного // Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Вып. 2: к 130-летию со дня рождения Е.И. Замятина: в 2 кн.: Кн. I. / отв. ред. и сост. А.В. Полякова. Тамбов, 2014. С. 74-79.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртене: в 4 т. М., 1998.
-
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 15.10.2019).
-
Ивченко А.А. Демонологические персонажи во фразеологии верхнелужицкого языка // Славянские языки и культура. Языковые средства и способы кодировки культурных знаний. Тула, 2007. С. 38-41.
-
Кононенко А.А. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии. URL: https://www.litmir.me/br/?b=223626&p=1 (дата обращения: 15.10.2019).
-
Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. М., 2009. URL: https:// www. lexicography.online/etymology/krylov/ (дата обращения: 15.10.2019).
-
Лошади в мифах и повериях. URL: http://kohuku.ru/proishojdenie/loshadi-v-mifah-i-poveriyah/2095-kon-v-slavyanskoy-mifologii.html) (дата обращения: 15.10.2019).
-
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.
-
Полякова Л.В. Е.И. Замятин как классик русской литературы. К проблеме соотношения «литературных рядов» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Кн. XII. Тамбов, 2004. С. 7-27.
-
Попова И.М. Женственное в творчестве Е.И. Замятина и Ф.М. Достоевского // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. 1997. № 1. С. 51-56.
-
Русская мифология. Энциклопедия / сост. и ред. Е. Мадлевская. М.-СПб., 2007.
-
Словарь русских народных говоров: вып. 1-49 / под ред. Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова. Л., 1965-СПб., 2016.
-
Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.-Л., 1950-1965.
-
Словарь современного русского народного говора (д. Деулино Рязанского района Рязанской области) / под ред. И.А. Оссовецкого. М., 1969.
-
Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940. Т. 3.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М., 1986.