Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (43) (2019)
DOI 10.24888/2079-2638-2019-43-4-79-85
СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНТЕКСТА НА ВЫБОР ЕДИНИЦ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В СИТУАЦИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ И КАТАЛОНИИ)
В статье отражено то, в какой степени каждый из параметров социального контекста влияет на выбор языка в каждом из исследуемых регионов и какова степень такого влияния в противовес его отсутствию. Рассмотрены 4 параметра: «Свой» / «Чужой», социальный статус, пол и количество адресатов при использовании этикетных единиц в 5 группах этикетных выражений: «Приветствие», «Прощание», «Обращение», «Извинение» и «Благодарность» для различных типов адресата («Друзья», «Родители», «Бабушки и дедушки», «Учитель», «Начальник», «Деревенский житель», «Сикх» (Индия), «Мусульманин» (Индия), «Незнакомец», «Иностранец» (Каталония), «Один человек», «Группа людей», «Мужчина», «Женщина») в двух регионах с двуязычной языковой ситуацией - Северной Индии и Каталонии. Сбор данных проводился методом анкетирования молодежи от 16 до 35 лет, родными языками которых в Индии был хинди, в Каталонии - каталанский с 2011 по 2014 год во время пребывания автора статьи в исследуемых регионах. Выявлено как влияние, так и взаимовлияние данных параметров на выбор языка этикетных выражений. Проведен частотностный анализ, в ходе которого были выявлена неоднородность степени влияния каждого из обозначенных параметров на выбор языка этикетных выражений. В частности, установлено, что в индийском регионе наиболее значимым из четырех параметров является параметр социального статуса, который в свою очередь иерархически связан с параметром «Свой»/«Чужой» и полом адресата. В Каталонии первостепенную роль при выборе языка этикета играет параметр «Свой» / «Чужой», при этом он связан с количеством адресатов. Социальный статус и пол адресата не настолько существенно влияют на выбор языка в Каталонии. В заключении статьи более подробно представлена иерархия влияния вышеуказанных параметров на осуществление языкового выбора говорящими в каждом из регионов и представлена интерпретация разницы в значимости данных параметров для этих регионов.
Ключевые слова
билингвизм; этикетные формулы; Каталония; Северная Индия; социальный контекст; адресат; bilingualism; etiquette formulas; Catalonia; North India; social context; addressee
COMPARISON OF THE INFLUENCE OF SOCIAL CONTEXT PARAMETERS ON THE CHOICE OF SPEECH ETIQUETTE UNITS IN SITUATIONS OF BILINGUALISM (ON THE EXAMPLE OF NORTH INDIA AND CATALONIA)
The article it dedicated to the social context parameters which influences the language choice in each of the investigated regions and the level of such influence in contrast to its absence. 4 parameters are considered: "Friend" / "Foe", social status, gender and number of recipients when using etiquette units in 5 groups of etiquette expressions: "Greetings", "Farewell", "Appeal", "Apology" and "Gratitude" for various recipient types ( "Friends", "Parents", "Grandparents", "Teacher", "Boss", "Peasant", "Sikh" (for India only), "Muslim" (for India only), "Unknown person", "Foreigner" (for Catalonia only) "One person", "A group", "Man", "Woman"), in two regions with a bilingual linguistic situation - North India and Catalonia. The data was collected by questioning young people from 16 to 35 years old, whose native languages were Hindi in India, and Catalan in Catalonia from 2011 to 2014 during the stay of the author of the article in the studied regions. Both the influence and the mutual influence of these parameters on the choice of the language of label expressions were revealed. Frequency analysis was carried out, during which heterogeneity of the degree of influence of each of the indicated parameters on the choice of the language of label expressions was revealed. In particular, it was established that in the Indian region, the most significant of the four parameters is the parameter of social status, which in turn is hierarchically associated with the parameter "Friend" / "Foe" and the gender of the addressee. In Catalonia, the parameter "Friend" / "Foe" plays a paramount role in choosing the etiquette language, while it is associated with the number of recipients. The social status and gender of the recipient does not so significantly affect the choice of the language in Catalonia. As a result, the hierarchy of the influence of the above parameters on the implementation of language choice by speakers in each region and an interpretation of the difference in the significance of these parameters for these regions is presented.
Список литературы
-
Арутюнова Н.Д. Фактор адресата, М., 1981. Т. 4. № 4. С. 358-366.
-
Красных В.В. Свой среди чужих: миф или реальность? М., 2003.
-
Прохоров Ю.Е. Социальный статус как прагмалингвистическая основа речевого общения и его роль в межкультурной коммуникации // Русский язык как иностранный: лингвистические проблемы. М., 1997. С. 13-24.
-
Словарь социолингвистических терминов, М., 2006.
-
Трофименко В.П. Формулы речевого этикета в разговорной речи (на материале произведений А.П. Чехова): дис. … канд. филол. наук, Ростов-на-Дону, 1973.
-
Chatterjee K.K. English Education in India: Issues and Opinions. Delhi, 1976 / цит. по Чернышев В.А. Хинди в современной Индии. М., 1998.