Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (44) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-44-1-5-11
МОТИВ АДЮЛЬТЕРА В РОМАНАХ Д.Г. ЛОУРЕНСА «ЛЮБОВНИК ЛЕДИ ЧАТТЕРЛИ» И С. ФОЛКСА «И ПЕЛИ ПТИЦЫ...»
В статье проведен анализ романов Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» (1928) и С. Фолкса «И пели птицы…» (1993) в ракурсе актуальной проблемы мотива, его содержания и функций в структуре художественного произведения. В результате исследования выявлены и проанализированы основные черты мотива супружеской измены в романах Лоуренса и Фолкса, а также установлено, что мотив адюльтера содержит инвариантный смысл, характерный для традиции классического английского романа и состоящий в осуждении события измены; выявлены сходства и различия в способах реализации пространственно-временных характеристик мотива супружеской неверности; определено место мотива адюльтера в структуре романов Лоуренса и Фолкса. В результате сопоставления двух романов установлено, что ситуация адюльтера в романе Лоуренса «Любовник леди Чаттерли…» занимает центральное место в сюжете и сохраняет это положение на протяжении всего повествования. В романе «И пели птицы…» Фолкса мотив супружеской измены эксплицирован в начальных главах, на первом этапе сюжетного развития, тогда как в дальнейшем его влияние на развитие сюжета значительно снижается. Доказано, что в обоих романах акцентируется негативная роль мужчины в событии адюльтера, для чего мужским образам сообщаются негативные коннотации, при этом наибольшим количеством негативных свойств наделяются мужья героинь. Вместе с тем в книге Фолкса «И пели птицы…» мотив адюльтера осложняется проявлением мотива вины за нарушение моральных норм, которую остро переживает героиня произведения. Обоснован вывод о том, что в символическом плане мотив адюльтера в обоих романах может быть истолкован как выражение измены современного человека (и человечества) самому себе, что, в конечном итоге, может привести к гибели человеческой культуры и человечества как вида. Об этом свидетельствует тесная сопряженность мотива измены с мотивом войны как мировой катастрофы и мотивом технического прогресса, трактуемого как следствие утраты человеком базовых связей с законами мироздания.
Ключевые слова
роман; Д.Г. Лоуренс; «Любовник леди Чаттерли»; С. Фолкс; «И пели птицы…»; мотив; адюльтер; тема; сюжет; поэтика; novel; D.G. Lawrence; "Lady Chatterley's Lover"; S. Faulks; "Birdsong"; motive; adultery; theme; plot; poetics
THE MOTIVE OF ADULTERY IN D.G. LAWRENCE'S "LADY CHATTERLEY'S" AND S. FAULKS'S "BIRDSONG"
The article analyzes the novels of D.G. Lawrence "Lady Chatterley's Lover" (1928) and S. Faulks "Birdsong" (1993) from the perspective of the actual problem of motive, its content and functions in the structure of a work of art. The study identified and analyzed the main features of the adultery motive in the novels of Lawrence and Faulks, and also found that the adulterous motive contains an invariant meaning characteristic of the tradition of the classic English novel and consists in condemning the event of infidelity; similarities and differences in the ways of implementing the spatiotemporal characteristics of the adultery motive are revealed; the place of the adulterous motive in the structure of the Lawrence and Faulks novels is determined. As a result of comparing the two novels, it is established that the situation of adultery in Lawrence's novel "Lady Chatterley's Lover" occupies a central place in the plot and retains this position throughout the narrative. In the novel "Birdsong" by Faulks, the motive of adultery is explicated in the initial chapters, at the first stage of the plot development, while in the future its influence on the development of the plot is significantly reduced. It is proved that both novels emphasize the negative role of men in the event of adultery, for which male images are given negative connotations, while the greatest number of negative properties is given to the husbands of the heroines. However, in the book "Birdsong" by Faulks the motive of adultery is complicated by the manifestation of the motive of guilt for violating moral norms, which the heroine of the work is acutely experiencing. The conclusion is substantiated that in symbolic terms, the motive of adultery in both novels can be interpreted as an expression of betrayal of modern man (and humanity) to himself, which, in the end, can lead to the death of human culture and humanity as a species. This is evidenced by the close connection of the motive of infidelity with the motive of war as a world catastrophe and the motive of technological progress, interpreted as a consequence of the loss of basic human connections with the laws of the universe.
Список литературы
-
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
-
Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения. К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980. С. 69-81.
-
Лоуренс Д.Г. По поводу романа «Любовник леди Чаттерли» (Эссе). URL: https://litra.pro/lyubovnik-ledi-chatterli/lourens-devid-gerbert/read/20 (дата обращения: 07.06.2019).
-
Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли. URL: https://e-libra.ru/read/345051-lyubovnik-ledi-chatterli.html (дата обращения: 01.05.2019).
-
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
-
Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 гг. (Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс): текст лекций. Пермь, 1993.
-
Силантьев И.В. Поэтика мотива / отв. ред. Е.К. Ромодановская. М., 2004.
-
Фолкс С. И пели птицы…/ пер. с англ. С. Ильина. М., 2017.
-
Фолкс C. Интервью с Познером. URL: https://yandex.ru/video/search?text=%D1%81.%20%D1%84%D0% (дата обращения: 2.06.2019).
-
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.
-
Lawrence D.H. Kangaroo / introd. by R. Aldington. L., 1980.