Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (44) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-44-1-21-27
Концепт перечитывания в эссеистике А. Драгомощенко. статья 2: ТРОПЫ ПЕРЕЧИТЫВАНИЯ
В статье рассматриваются сближения эссеистики и поэтологии А. Драгомощенко с сюрреалистическим дискурсом. Концепт перечитывания анализируется с учетом метонимической, ассоциативной логики, напоминающей о практике автоматического письма. Структура субъекта при перечитывании описывается через мыслеобраз отслаивания. Перечитывание оказывается объединяющим концептом, выступая как метонимическая и индексальная процедура, реализующая постепенно смысловые сдвиги (отслаивания), определяя разницу в читательских подходах, в сериях перечитывания. Сюрреалистический код прочтения эссеистики Драгомощенко позволяет увидеть некоторые тропы перечитывания, те регулятивы формального уровня, которые создают ситуацию перечитывания: перечитывание через инсценировку, итерационное перечитывание и метаописание как регулятив перечитывания. Первый аспект предполагает прерывание типичного для Драгомощенко ускользающего повествования обобщенного характера конкретной сценой. Логика этих переходов, как правило, зависит от языковых, звуковых, телесных ассоциаций. Второй аспект - итерационное перечитывание - проявляется в способе вариационного письма, при котором фразы или целые фрагменты повторяются в тексте с незначительными изменениями, что также ставит реципиента в ситуацию перечитывания с исчезающими закономерностями, поскольку новый контекст может влиять противоположным образом на повторяющийся сегмент, вносить противоречия. Третий аспект - метаописание - относится непосредственно к функционированию письма-чтения. Важнейшее качество перечитывания - безначальность - на нарративном уровне реализуется в метаописательном мотиве не-началия (отсутствие конвенционального начала или признание в непонимании, «с чего же начать»). Другими значимыми метописательными регулятивами перечитывания становятся предвосхищение и реприза. Предвосхищение здесь - описание того, что скоро появится в тексте; на деле оно чаще указывает на ошибочные пути прочтения. На стыках предвосхищений возникают репризы, напрямую приглашающие перечитать текст. Одним из самых устойчивых и радикальных тропов перечитывания у Драгомощенко оказывается обрыв референции.
Ключевые слова
поэтология; эссеистика; сюрреализм; метонимия; фотография; poetology; essay; surrealism; metonymy; photography
THE CONCEPT OF REREADING IN A. DRAGOMOSHCHENKO'S ESSAYS. ARTICLE 2: TROPES OF REREADING
The article discusses the convergence of Dragomoshchenko's essays and poetology with surrealist discourse. The concept of rereading is analyzed taking into account metonymic, associative logic, reminiscent of the practice of surrealist automatism. The structure of the subject during rereading is described through the mental image of exfoliation. Rereading turns out to be a unifying concept, acting as a metonymic and indexal procedure that gradually realizes semantic shifts (exfoliation), making a difference in reader's approaches, in a series of rereading. The surrealist code of reading of Dragomoshchenko's essays allows us to see some tropes of rereading, those formal regulatives that create a situation of rereading: rereading through dramatization, iterative rereading and metadescription as regulative of rereading. The first aspect involves the interruption of abstract intellectual narrative that is typical for Dragomoshchenko, by a concrete scene. The logic of these switchings, as a rule, depends on the language, sound and body associations. The second aspect, iterative rereading, is manifested in writing, in which phrases or whole fragments are repeated in the text with minor changes, which also puts the recipient in a rereading situation with disappearing patterns, since the new context may influence the repeated segment and introduce contradictions. The third aspect, metadescription, relates directly to the functioning of the writing-reading. The most important quality of rereading - the beginninglessness - is realized in the metadescriptive non-beginning motive at the narrative level (the lack of conventional beginning or the recognition of misunderstanding, "where to start"). Other significant metadescriptive regulatives of rereading are becoming anticipation and reprise. Anticipation is a description of what will appear in the text soon; in fact, it more often points to erroneous ways of reading. At the junctures of anticipation reprises appear directly inviting to reread the text. One of the most stable and radical tropes of rereading in Dragomoshchenko's essays turns out to be the breaks in reference.
Список литературы
-
Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
-
Драгомощенко А. Алиби не дано // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-15.html (дата обращения: 16.05.2019).
-
Драгомощенко А. Воссоединение потока // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-8.html (дата обращения: 16.05.2019).
-
Драгомощенко А. Избранные эссе из книги «Пыль» // Новая Юность. 2001. № 6(51). URL: http://magazines.russ.ru/nov_yun/2001/6/drag.html (дата обращения: 17.05.2019).
-
Драгомощенко А. Китайское солнце. СПб., 1997. URL: http://www.vavilon.ru/texts/dragomot2-2.html (дата обращения: 17.05.2019).
-
Драгомощенко А. Личная версия // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-13.html (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. Местность как усилие // TextOnly. № 33(3'10). URL: http://textonly.ru/case/?article=34543&issue=33 (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. О лишнем // А. Драгомощенко. Описание. СПб., 2000. URL: http://www.vavilon.ru/texts/dragomot4-6.html (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. О песке и воде // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-11.html (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. Описание английского платья с открытой спиной // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-14.html (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. Тень чтения // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-9.html (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. Усиление беспорядка // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-12.html (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. Устранение неизвестного // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-16.html (дата обращения: 15.05.2019).
-
Драгомощенко А. Фосфор. СПб., 1994. Ч. 1. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-2.html (дата обращения: 18.05.2019).
-
Драгомощенко А. Фосфор. СПб., 1994. Ч. 2. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-3b.html (дата обращения: 18.05.2019).
-
Драгомощенко А. Фосфор. СПб., 1994. Ч. 3. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-4b.html (дата обращения: 18.05.2019).
-
Драгомощенко А. Чтение как время поры // Топос. 2004. URL: http://www.topos.ru/article/2068 (дата обращения: 11.05.2019).
-
Драгомощенко А. Эротизм за-бывания // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-7.html (дата обращения: 10.05.2019).
-
Драгомощенко А. Я в(ь) Я // А. Драгомощенко. Фосфор. СПб., 1994. URL: http://www.vavilon.ru/texts/drago1-5.html (дата обращения: 10.05.2019).
-
Заломкина Г. Распознание осенней вегетации речи // Новое литературное обозрение. 2015. № 1. С. 270-279.
-
Молнар М. Странности описания: Поэзия Аркадия Драгомощенко // Митин журнал. 1988. № 21 URL: http://kolonna.mitin.com/archive/mj21/molnar.shtml (дата обращения: 14.05.2019).
-
Уланов А. В провале птицы // Знамя. 2011. № 10. С. 212-215.
-
Ямпольский М. Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). СПб., 2015.