Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (44) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-44-1-28-34
КВАЛИФИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В работе рассматриваются квалификативные модусные категории и способы их взаимодействия в семантической структуре предложения. Квалификация сообщаемого осуществляется категориями оценочности, эмотивности и модальности, которые в равной мере участвуют в формировании квалификативного компонента значения предложения. Суть квалификации в предложении сводится к оценке субъектом сообщаемой информации, и все вышеуказанные квалификативные категории в большей или меньшей степени формируют оценочное значение и способствуют его экспликации. С точки зрения содержания квалификативный компонент рассматривается на уровне семантики слова, а именно его денотативного и коннотативного значения. Здесь речь идет об оценочном значении в широком его понимании, поэтому и эксплицируется квалификативный компонент на всех уровнях предложения. На номинативном уровне квалификация сообщаемого осуществляется имплицитно, особенно это касается оценочного предиката или номинативного предложения. На логико-грамматическом уровне на первый план выходят логические пропозиции, где благодаря причинно-следственным значениям диктум становится модусом для другой диктумной части. Поэтому в простом предложении с нейтральным предикатом квалификативный компонент эксплицируется с помощью логических пропозиций. В предложениях с эксплицитным модусом квалификативный компонент не только является частью семантической структуры, но и становится целью высказывания, подчиняя себе диктумную часть. С точки зрения формы квалификативное значение зависит от его роли и места в структуре предложения. Особую роль при этом играют как лексико-морфологические, так и синтаксические средства и способы выражения квалификативных модусных категорий, в том числе порядок слов, интонация. Функциональной особенностью данных категорий является взаимообусловленность и взаимодополняемость, что зависит от их структурно-семантического сходства. Так, эмотивность чаще всего эксплицирует оценочное значение, а субъективная модальность эксплицируется в оценочных или эмоциональных ситуациях. В качестве основного квалификативного компонента рассматривается оценка, в формировании которой принимают участие эмотивность и модальность, и поэтому данные категории образуют единое квалификативно-оценочное семантическое поле. В статье обращается внимание не только на роль модуса, но и на роль диктума в квалификации сообщаемой информации, и предпринимается попытка рассмотреть квалификативный компонент предложения в оппозиции к номинативному значению.
Ключевые слова
квалификация; модус; оценочность; диктум; эмотивность; модальность; денотация; коннотация; qualification; modus; evaluation; dictum; emotivity; modality; denotation; connotation
QUALIFICATION COMPONENT IN THE SEMANTIC STRUCTURE OF SENTENCES
The paper considers the qualification modus categories and the ways of their interaction in the semantic structure of the sentence. The qualification of the reported item is determined by the categories of evaluation, emotionality, and modality, which are equally involved in the formation of the qualifying component of the sentence value. The essence of the qualification in the sentence is reduced to the subject's assessment of the information being reported, and all of the above qualification categories more or less form the estimated value and contribute to its explication. From the point of view of the content, the qualitative component is considered at the level of the word's semantics, namely its denotative and connotative meaning. Here we are talking about the evaluation value in its broad sense, so the qualification component is explicated at all levels of the sentence. At the nominative level, the qualification of the report is carried out individually, especially for the evaluation of the predicate or nominative sentence. At the logical-grammatical level, logical propositions come to the fore, where the dictum becomes a modus for the other dictation part due to causal values. Therefore, in a simple sentence with a neutral predicate, the qualifying component is explicated using logical propositions. In the sentences with an explicit mode, the qualifying component is not only a part of the semantic structure, but also becomes the goal of the utterance, subordinating the dictum part to itself. From the point of view of the form, the qualification value depends on its role and place in the sentence structure. A special role is played by both lexical-morphological and syntactic means and ways of expressing qualifying modus categories, including word order and intonation. The functional feature of these categories is their interdependence and complementarity, which depends on their structural and semantic similarity. Thus, emotionality most often explicates an evaluative value, and subjective modality is explicated in evaluative or emotional situations. As the main qualification component, the assessment is considered, in the form of which emotivity and modality take part, and therefore these categories form a single qualification-evaluation semantic field. The article focuses not only on the role of the modus, but also on the role of the dictum in the qualification of the information provided, and attempts to consider the qualifying component of the sentence in opposition to the nominative value.
Список литературы
-
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
-
Белошапкова В.А. Современный русский язык. М., 1989.
-
Бондарк А.В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.
-
Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.
-
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.
-
Нагорный И.А. К вопросу о функционально-категориальных характеристиках русских частиц: утверждение-отрицание и модально-оценочная квалификация сообщаемого // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 7(228). Вып. 29. С. 28-36.
-
Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. Монография. М., 2008.
-
Шаховский В.И., Жура В.В. Дейксис в сфере эмоциональной речевой деятельности // Вопросы языкознания. 2002. № 5. С. 38-56.
-
Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 15.01.2018).