Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (44) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-44-1-42-49
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В «АРАБЕСКАХ» Э. ПО
В статье охарактеризованы концептуальные основы творчества американского романтика Э. По; уточнены представления писателя о мироздании, Боге и человеке; проведен анализ системы персонажей в «страшных» рассказах («арабесках»), как известных, так и малоизученных («Метценгерштейн», «Свидание», «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Элеонора», «Овальный портрет», «Маска Красной смерти», «Колодец и маятник», «Сердце-обличитель», «Черный кот», «Заживо погребенные», «Бочонок амонтильядо» и «Прыг-Скок»). Актуальность статьи обусловлена потребностью в осмыслении с современных научных позиций системы персонажей как обязательного компонента «готического» дискурса, а также в уточнении роли «готического» романа в становлении жанровой парадигмы малой прозы. Цель статьи состоит в определении принципа организации системы персонажей По в соответствии с его концепцией человека и в соотношении с традицией «готического» романа, в выявлении на этой основе художественного единства «арабесок» американского романтика на персонажном уровне. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней уточнены представления о концептуальной основе творчества По, дополнены системные характеристики персонажей «арабесок»; определена роль мотивов затворничества и инцеста в системе персонажей; выявлены компоненты «готического» дискурса, следствием которых и являются эти мотивы; проанализированы и обобщены особенности мужских и женских образов; обоснован вывод об авторской трактовке ужасного как субъективного переживания персонажей; доказано, что в основе мировоззрения По лежит представление о «духе противоречия» как имманентном и принципиальном свойстве человека и мира, обусловившем системные характеристики персонажей «страшных рассказов» писателя. В основу методики исследования положены биографический, культурно-исторический, психологический, типологический, рецептивный методы и подходы.
Ключевые слова
Э. По; «арабески»; концепция человека; система персонажей; американская литература; E. Poe; "Arabesques"; concept of man; character system; American literature
THE CONCEPT OF MAN AND CHARACTER SYSTEM IN "ARABESQUES" BY E. POE
This article discusses the ideas of the American romanticist E. Poe about the world, about a man's place in it and about his relationship with God; studies the system of characters in "dark" tales ("Arabesques"), both well-known and little-studied ("Metzengerstein", "The Assignation", "Berenice", "Morella", "Ligeia", "The Fall of the House of Usher", "William Wilson", "Eleonora", "The Oval Portrait", "The Masque of the Red Death", "The Pit and the Pendulum", "The Tell-Tale Heart", "The Black Cat", "The Premature Burial", "The Cask of Amontillado" and "Hop-Frog"). The relevance of this article is due to the need to comprehend the character system as a mandatory component of the "Gothic" discourse from modern scientific positions, as well as to clarify the role of the "Gothic" novel in the formation of the small prose genre paradigm. The purpose of this article is to determine the principle of organizing the system of characters of Poe in accordance with his concept of man and in relation to the tradition of the "Gothic" novel, in identifying on this basis the artistic unity of the "Arabesques" of American romanticist at the character level. The scientific novelty of this article lies in the fact that it clarifies the idea of the conceptual basis of the creative of Poe; it supplemented the system characteristics of the characters of "Arabesques"; it defines the role of the motives of reclusiveness and incest in the character system; it identifies the components of the "Gothic" discourse, the consequence of which are these motives; it analyzes and summarizes the features of male and female images; it substantiates the conclusion about the author's interpretation of the terrible as the subjective experience of characters; it is proved that Poe's worldview is based on the idea of "the Imp of the Perverse" as an immanent and fundamental property of man and the world, which determined the system characteristics of the characters of the writer's "dark" tales. The research methodology is based on biographic, cultural-historical, psychological, typological, receptive methods and approaches.
Список литературы
-
Аллен Г. Эдгар По. М., 1984.
-
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
-
Бодлер Ш. Эдгар Аллан По, его жизнь и произведения // Пантеон. № 9. СПб., 1852. URL: http://bodlers.ru/JeDGAR-ALLAN-PO-EGO-ZhIZN-I-PROIZVEDENIJa.html (дата обращения: 02.11.2014).
-
Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.
-
Верхотурцева О.Е. Типология женских образов в романах Б. Акунина // Ученые записки Шандринского государственного педагогического института. Вып. 9. Филология. История. Краеведение. Шадринск, 2005. URL: https://textarchive.ru/c-2651970-pall.html (дата обращения: 27.07.2019).
-
Головачева И.В. Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы / под науч. ред. А.П. Ураковой. СПб., 2014.
-
Зверев А.М. Эдгар Аллан По // История литературы США: в 5 т. Т. 3. Литература середины XIX в. (поздний романтизм) / гл. ред. Я.Н. Засурский. 2000. М., 1997-2009. С. 172-221.
-
Лавкрафт Г.Ф. Сверхъестественный ужас в литературе. 1925-1927. URL: http://literature.gothic.ru/hpl/hpl-esse.htm (дата обращения: 01.03.2019).
-
Ладыгин М.Б. Романтический роман: пособие по спецкурсу. М., 1980.
-
По Э. Падение дома Ашеров: роман, рассказы. СПб., 2017.
-
По Э. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе. М., 2003.
-
По Э. Стихотворения. Проза. М., 1976.
-
Попова Д.И. Романтическая картина мира и человека в рассказе Э.А. По «Падение дома Ашеров» // Efektivní nástroje moderních věd. Díl 21. Filologické vědy. Hudba a život. Tělovýchova a sport. Praha, 2014. S. 10-14.
-
Староверова Е.В. Американская литература. СПб., 2005. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/staroverova-amerikanskaya-literatura/romanticheskij-nativizm.htm (дата обращения: 18.03.2017).
-
Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004.
-
Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана // Э.Т.А. Гофман. Золотой горшок и другие истории. URL: http://lib.ru/GOFMAN/mirgofm.txt (дата обращения: 27.07.2019).
-
Чередников В.И. Модель мира Эдгара По // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2009. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-mira-edgara-po (дата обращения: 04.11.2019).
-
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. Т. 1. Гештальт и действительность. М., 1998.
-
Haines Ch. Edgar Allan Poe: his writings and influence. New York, 1974.