Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (44) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-44-1-50-57
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САКРАЛЬНОЙ РЕЧИ
Статья посвящена отличительным особенностям сакральной речи, под которой понимается тип речевой коммуникации, противопоставленный профанному и исполняемый в ситуациях взаимодействия со сверхъестественными существами и иными способами взаимодействия человека со сферой сакрального. Кросс-культурный анализ с привлечением материалов ряда географически и хронологически далеких друг от друга культур показал наличие универсальных особенностей сакральной речи на всех уровнях организации языка. К этим особенностям можно отнести широкое использование рифмы и ритма, что роднит сакральную речь с поэзией, а также параллелизм, формульный характер, использование малопонятной, архаической или бессмысленной с точки зрения семантики лексики, гораздо более редкое использование шифтеров и указаний на участников коммуникации по сравнению с обыденной речью. Часто сакральные тексты воспроизводятся на языке, отличном от обыденного. Это может быть иностранный язык, архаическая форма языка повседневного общения, специальный ритуальный язык или язык жреческого сословия. В отдельных случаях коммуникация со сверхъестественными силами сопровождается использованием вымышленных языков и различными формами экстатического речевого поведения (глоссолалия, ксеноглоссия). Основная функция этих языковых средств - отделение сакральной речи от профанной, используемой в повседневной жизни. Наделенное перечисленными выше признаками слово воспринимается как действенное, вещее, способное менять мир или даже наделенное личным началом, одушевленное. Это является отражением архаических представлений о тесной связи между языком, речью, с одной стороны, и окружающим миром - с другой.
Ключевые слова
сакральная речь; мифологическая картина мира; культурная универсалия; ритуал; рифма; ритм; экстатическое речевое поведение; sacral speech; mythological worldview; cultural universal; ritual; rhyme; rhythm; ecstatic speech behavior
TYPOLOGICAL FEATURES OF SACRAL SPEECH
The article deals with the distinctive features of sacral speech. This is the type of speech communication, opposed to the profane one and used in situations of interaction with supernatural beings or within other ways of interaction with the sphere of sacred. Cross-cultural analysis based on the materials from a number of geographically and chronologically distant cultures demonstrates the presence of the universal features of sacred speech at all the levels of language organization. These features include the intense use of rhyme and rhythm, which associates sacred speech with poetry, as well as parallelism, a formulaic character, the use of obscure, archaic or semantically meaningless vocabulary, and scarce use of shifters and indications of communication participants compared to everyday speech. Sacred texts are often reproduced in a language form distinct from ordinary one. This may be a foreign language, an archaic form of the language of everyday communication, a special ritual language or the language of the priestly class. In some cases, the use of fictional languages and various forms of ecstatic speech behavior (glossolalia, xenoglossia) accompany communication with supernatural forces. The main function of these language features is to separate sacral speech from profane one, used in everyday life. A speech marked with these features is perceived as effective, prophetic, and able to change the world. It also could be perceived even as endowed with a personal beginning, animated. This is a reflection of archaic imaginary about the close connection between language, speech, on the one hand, and the world around it, on the other.
Список литературы
-
Богораз В.Г. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени // Известия Академии Наук. Сер. 6. 1919. Т. 13. № 8-11. C. 489-496.
-
Касевич В.Б. Буддизм, картина мира, язык. СПб., 1996.
-
Мечковская Н.Б. Язык и религия: пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1998.
-
Неклюдов С.Ю. Специфика слова и текста в устной традиции // Евразийское пространство: звук, слово, образ / отв. ред. В.В. Иванов. М., 2003. С. 108-119.
-
Отто Р. Священное. Об иррациональном в отношении с божественным и его соотношении с рациональным / пер. с нем. яз. А.М. Руткевич. СПб., 2008.
-
Раевский А.Е. Психологическое манипулирование в новых религиозных движениях // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2009. № 2. C. 81-89.
-
Савельев А.Л. История идеи универсальной грамматики (с древнейших времен до Лейбница). СПб., 2006.
-
Топоров В.Н. О ритуале // Исследования по этимологии и семантике. Т. 1: теория и некоторые частные ее приложения. М., 2005.
-
Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998.
-
Тэйлор Э. Первобытная культура: в 2 кн. Кн. 1 / пер. с англ. В. Никольского. М., 2009.
-
Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр. Н.К. Гарбовского. М., 1994.
-
Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза / пер. с фр. A.A. Васильевой, Н.Л. Сухачева. М., 2014.
-
Яблоков И.Н. Язык религии // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000. С. 460-461.
-
Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: за и против: сб. статей под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М., 1975. С. 193-230.
-
Якобсон Р. Работы по поэтике. Переводы / сост. и общ. ред М.Л. Гаспарова. М., 1987.
-
Birtalan A. Sacral Communication of Darkhad Shamans: Some Aspects of Verbal communication // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 2012. Vol. 65. № 2. P. 235-256.
-
Buckley T. Yurok Speech Registers and Ontology // Language in Society. 1984. Vol. 13. № 4. P. 467-488.
-
Du Bois J.W. Self-Evidence and Ritual Speech // Evidentiality: The Linguistic Coding of Epistemology (Ed. by W. Chafe and J. Nichols). Norwood, 1986. P. 313-336.
-
Ferguson C.A. Sociolinguistics of Religion // Georgetown University Round Table on Languages and Linguistics 1985. Languages and Linguistics: The Interdependence of Theory, Data, and Application (eds. D. Tannen, J.E. Alatis). Washington, 1986. P. 205-213.
-
Gill S.D. Prayer as Person: The Performative Force in Navajo Prayer Acts // History of Religions. 1977. Vol. 17. № 2. P. 143-157.
-
Jaquith J.R. Toward a Typology of Formal Communicative Behaviors // Anthropological Linguistics. 1967. Vol. 9. № 8. P. 1-8.
-
Passalis H. From the Power of Words to the Power of Rhetoric: Nonsense, Pseudo-Nonsense Words, and Artificially Constructed Compounds in Greek Oral Charms // Incantatio. An Internatonal Journal on Charms, Charmers and Charming. 2012. Iss. 2. P. 7-22.
-
Samarin W.J. The language of religion // An international handbook of the science of language and society (Eds. by A. Ulrich, N. Dittmar, K.J. Mattheier). Vol. 1. Berlin - New York, 1987. P. 85-91.
-
Webb K. Religious language // Annual Review of Anthropology. 1997. Vol. 26. P. 47-71.
-
Willard T. What is mystical language? // Papers in the History of Linguistics. Proceedings of the Third Conference in the History of the Language Studies (ICHoLS III). Amsterdam-Philadelphia, 1987. P. 201-209.
-
Yelle R.A. Explaining Mantras: Ritual, Rhetoric, and the Dream of a Natural Language in Hindu Tantra. London - New-York, 2003.