Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (44) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-44-1-74-79
ЭКСПАНСИЯ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА КАК СРЕДСТВО КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ
В статье рассматривается вопрос активной экспансии именительного падежа в рекламной коммуникации, меняющей свой характер под влиянием расширения визуального канала и формирования особого клипового мышления. Материалом исследования служат тематически дифференцированные креолизованные тексты разной гендерной и возрастной направленности из специализированных международных и российских журналов 2018-2020 гг.: «ELLE», «TATLER», «Гастрономъ», «КАРАВАН историй», «Домашний очаг», «GQ» и др. Отмечено, что субстантивы в форме именительного падежа выступают одним из средств примитивизации языка рекламы и создания «телеграфного стиля». Они являются ядром как номинативных предложений, так и единиц, сходных с ними по форме, но лишенных признака экзистенциальности: препозитивных и постпозитивных номинативов в расчлененных конструкциях, фраз-клише типа «Новинка!», «Бестселлер!», наименований товарных знаков, фирм-производителей и др. В креолизованных текстах субстантивы в именительном падеже выполняют четыре основные функции: аттрактивную (привлечение внимания реципиентов), информативную (опознание товара, услуги, бренда, описание ключевых характеристик), компрессирующую (сжатие содержательно-концептуальной информации и обеспечение активизации фоновых знаний) и суггестивную (неаргументированное воздействие на реципиента с целью склонить его к покупке, формирование различных психологических эффектов). Автор приходит к выводу, что субстантивы в именительном падеже, замещая семиотически сложные структуры в вербально-визуальном коммуникативном типе современных рекламных текстов, обеспечивают высокую скорость восприятия информации и легкость ее интерпретации аудиторией с клиповым мышлением.
Ключевые слова
клиповое мышление; креолизованный текст; примитивизация языка; экспансия именительного падежа; функция; mosaic thinking; creolized text; primitivization of the language; expansion of the nominative case; function
EXPANSION OF THE NOMINATIVE CASE AS A MEANS OF MOSAIC THINKING IN THE CREOLIZED ADVERTISING TEXTS
The article considers the issue of active expansion of the nominative case in the advertising communication, which changes its character under the influence of the expansion of the visual channel and the formation of a special mosaic thinking. The research material is the creolized texts of different gender and age orientation from the specialized international and Russian magazines published in 2018-2020. It is noted that the substantives in the form of the nominative case are one of the means of primitivization of the language of advertising and the creation of "telegraphic style". They are the core of nominative sentences and constructions similar to them in form, but devoid of the sign of existentiality: prepositive and postpositive nominatives in disjunct constructions, set phrases, names of the trademarks, manufacturers. In creolized texts, the substantives in the nominative case perform four main functions: attractive (drawing of recipients' attention), informative (identifying the goods, services, brand, description of key characteristics), compressing (compressing conceptual information and enhancing background knowledge) and suggestive (unreasonable impact on the recipient in order to persuade him to purchase, the formation of the various psychological effects). The author comes to the conclusion that the substantives in the nominative case replace the semiotically complex structures in the verbal-visual communicative type of modern advertising texts, provide a high speed of perception of information and the ease of its interpretation by the audience with mosaic thinking.
Список литературы
-
Дидковская В.Г. Клиповое мышление: отражение в современном русском языке и тексте // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2016. № 3(7). С. 1-4.
-
Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169-176.
-
Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 262-266.
-
Пендикова И.Г. Клиповое и концептуальное мышление как разные уровни процесса мышления // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2016. № 1. С. 53-56.
-
Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение. Интернет-журнал. 2014. Вып. 5(24), сентябрь-октябрь. С. 1-10. URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения: 21.12.2019).
-
Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста // ТОПОС. Литературно-философский журнал. 2010. 22 сентября. URL: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 20.12.2019).