Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (44) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-44-1-88-92
К ВОПРОСУ Ο ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗА В КИНО (НА ПРИМЕРЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А. БУНИНА)
Статья затрагивает вопросы взаимодействия литературы и кино как смежных видов искусства на примере художественной прозы И.А. Бунина и ее воплощения в различных киноинтерпретациях и экранизациях. А именно: определяются пути соприкосновения литературы и кинематографа, выявляются сходства и различия литературных и кинематографических образов на примере образной системы литературного творчества Бунина, раскрываются особенности воплощения художественного образа средствами словесного и кинематографического языка. Краткий теоретический обзор показывает, что литературный образ и кинообраз как первоэлементы разных видов искусств имеют существенные видовые отличия: невыразимость, дискретность, линейность, ассоциативность, многозначность первого и выразимость, наглядность, синтетичность, целостность второго. При переводе элементов словесного творчества на киноязык невозможно обойтись без деформации первоисточника, поскольку языки этих искусств существенно отличаются. И по этой причине все то, что невозможно воплотить на экране, становится непереводимым специфичным элементом исключительно художественного произведения, определяющим его уникальность.
Ключевые слова
художественная литература; кино; экранизация; литературный образ; И.А. Бунин; fiction; cinema; screen version; literary image; I.A. Bunin
ON THE QUESTION OF THE TRANSFORMATION OF THE LITERARY IMAGE IN THE CINEMA (ON THE EXAMPLE OF FILM ADAPTATIONS OF THE WORKS BY I.A. BUNIN)
The article deals with the interaction of literature and cinema as related art forms on the example Of I.A. Bunin's fiction and its implementation in various film interpretations and film adaptations. Namely, common points of literature and cinema, similarities and differences between literary and cinematic images on the example of the figurative system of the literary work of Bunin are defined; the peculiarities of the embodiment of the artistic image by means of verbal and cinematic language are revealed. A brief theoretical review shows that the literary image and the film image as the primary elements of different types of arts have significant differences in types: inexpressibility, discreteness, linearity, associativity, polysemy of the first and expressiveness, visibility, synthetics, integrity. When translating the elements of verbal creativity into a film language, it is impossible to do without deforming the original source, since the languages of these arts differ significantly. And for this reason, everything that cannot be embodied on the screen becomes an untranslatable specific element of an exclusively artistic work that determines its uniqueness.
Список литературы
-
Делез Ж. Кино / пер. с фр. Б. Скуратова. М., 2004.
-
Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 2007.
-
Поэтика. Вопросы литературоведения: хрестоматия. М., 1992.
-
Разина А.В. Эстетико-культурологические аспекты взаимоотношений литературы и экранных искусств: на примере творчества И.А. Бунина и экранизаций его произведений 1960-х-1990-х гг.: дис. …канд. филос. наук. М., 2002.
-
Соколова Е.К. Литературный художественный образ и кинообраз. Проблема соотношения и взаимовлияния: на примере киноинтерпретаций романов Ф.М. Достоевского: дис. … канд. филол.наук. М., 2013.
-
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1975.
-
Хализев В.Е. Теория литературы. 6-е изд. М., 2013.