Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (45) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-45-2-14-21
ПОЭЗИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПЕРЕИЗБЫТКА И АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО В. БАННИКОВА
В статье анализируется поэтический проект Вадима Банникова в контексте новых медиа. Основу практики поэта составляет ежедневное (за редкими исключениями) размещение текстов в социальных сетях Фейсбук и ВКонтакте. Масштабное производство текстов с личным рекордом поэта в 49 стихотворений в день определяет и некоторые траектории чтения, и особенности существования поэтического в медийном поле. Плотное и «ускоренное» распространение современных коммуникаций (и в том числе авторское «разрешение» на это медийное распространение) в исторической ситуации консервативного поворота 2010-х годов создает благоприятные условия для проявлений сюрреалистического. Так, Банников обращается к технике автоматического письма, которая оказывается неизбежной в ситуации каждодневного написания текстов. Однако автоматизм Банникова не настроен на поиск ошеломляющих образов (хотя и они появляются) или парадоксальную афористичность, направлен он на трансляцию опыта - опыта речи, опыта виртуального/игрового и опыта чудесного. Значительный круг текстов Банникова представляет собой текстовые реди-мейды, коллажи из текстов и языков (отрывки голосов, цитаты, клише и проч.). Он актуализирует зависимость от медиа, которую выявляли еще авторы советского андеграунда, но эта зависимость уже не вызвана идеологическим или рыночным диктатом напрямую, что иногда позволяет проигрывать вариант активного использования медиа в своих целях. «Тотальное недоверие к тексту», присущее и Банникову, объединяет все медиа-экспансии в область поэзии и слова. Но поэт не идет в сторону интермедиальных экспериментов, не подключается к сетевому, «народному сюрреализму» интернет-поэзии - его проект остается «аутичным» в своей литературотеличности. Несмотря на то, что функцию воображения все больше берут на себя медиатехнологии, поэзия остается одновременно внутри этого поля и вне его. Поэзия реализуется в разрыве медиа-ткани, в метонимической щели, где и обитает проект Банникова, где возможны реализации самого сюрреалистического кода.
Ключевые слова
актуальная поэзия; медиа; автоматизм; сюрреалистический код; modern poetry; media; automatism; surrealist code
POETRY OF INFORMATION OVERLOAD AND AUTOMATIC WRITING OF V. BANNIKOV
The article analyzes the poetic project of Vadim Bannikov in the context of new media. The basis of the poet's practice is the daily (with rare exceptions) posting of texts on Facebook and VKontakte social networks. Large-scale production of texts with the poet's personal record of 49 poems per day determines both the reading trajectories and the features of the poetic existence in the media field. The dense and "accelerated" distribution of modern communications in the historical situation of the conservative turn of the 2010s creates favorable conditions for surreal manifestations. So, Bannikov turns to the technique of automatic writing, which is inevitable in the situation of everyday writing. However, Bannikov's automatism is not configured to search for "stupéfiant images" (although they appear) or paradoxical aphorism, it is aimed at transmitting experience - experience of speech, experience of virtual/gaming and experience of marvelous. A significant number of Bannikov's texts are ready-mades, collages from texts and languages (fragments of voices, quotes, clichés, etc.). He actualizes the dependence on the media, which was also revealed by the authors of the Soviet underground, but this dependence is no longer directly caused by ideological or market dictates, which sometimes allows playing the option of actively using the media for your own purposes. The "total distrust of the text" unites all media expansion into the field of poetry and words. But the poet does not go in the direction of intermedial experiments, does not connect to the network, "peoples' surrealism" of Internet poetry - his project remains "autistic" in its literary identity. Despite the fact that media technology is increasingly taking on the function of imagination, poetry remains both inside this field and outside it. Poetry is realized in the metonymic gap of the media, where Bannikov's project exists, where the realization of a surrealist code is possible.
Список литературы
-
Айзенберг М. Памятка // П. Улитин. Макаров чешет затылок. М., 2004.
-
Аронсон О. Народный сюрреализм: Заметки о поэзии в Интернете // Синий диван. 2006. Т. 8. С. 85-97.
-
Герасимова А. Примечания // А.И. Введенский. Все. М., 2011.
-
Голынко-Вольфсон Д. На орбите непрозрачных идентичностей // Новая русская книга. 2001. № 1.
-
Горалик Л. Интервью с В. Банниковым // Воздух. 2018. № 37. URL: http://www.litkarta.ru/rus/projects/vozdukh/issues/2018-37/bannikov-interview/ (дата обращения: 19.01.2020).
-
Горелов О.С. Топология постсюрреализма в поэзии Л. Шваба // «Вакансия поэта» в русской и зарубежной литературе рубежа XX-XXI веков: Материалы Международной научной конференции. Воронеж, 2019.
-
Егольникова К. С чего начинается речь: о стихах Вадима Банникова // Дискурс. 2019. URL: https://discours.io/articles/culture/s-chego-nachinaetsya-rech-o-stihah-vadima-bannikova (дата обращения: 19.01.2020).
-
Книжная полка Дениса Ларионова // Новый мир. 2017. № 8. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_8/Content/Publication6_6705/Default.aspx (дата обращения: 17.01.2020).
-
Комадей Р., Глазова А., Кузнецова И. и др. Отзывы [о Банникове] // Воздух. 2018. № 37. URL: http://www.litkarta.ru/rus/projects/vozdukh/issues/2018-37/bannikov-opinions/ (дата обращения: 19.01.2020).
-
Корчагин К. // Воздух. 2018. № 36. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2018-36/hronika/ (дата обращения: 19.01.2020).
-
Лотреамон. Песни Мальдорора. Стихотворения. Лотреамон после Лотреамона. М., 1998.
-
Мой читатель (опрос) // Воздух. 2017. № 1.
-
Оборин Л. // Воздух. 2016. № 3-4. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2016-3-4/hronika/ (дата обращения: 19.01.2020).
-
Скидан А. Поэзия в эпоху тотальной коммуникации // А. Скидан. Сумма поэтики. М., 2013.
-
Сунгатов Н. Предисловие // Транслит: литературно-критический альманах. СПб., 2019. № 22.
-
Суховей Д. Вадиму Банникову: Ощупывание слона как метод постижения поэзии // Воздух. 2018. № 37. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2018-37/sukhovey-bannikov/ (дата обращения: 17.01.2020).
-
Сюрреализм. Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней / сост. Ги Жирар. М., 2018.
-
Улитин П. Макаров чешет затылок. М., 2004.
-
Шартье Р. Письменная культура и общество. М., 2006.