Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (45) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-45-2-37-42
МИФОПОЭТИКА И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА
Статья посвящена элементам мифопоэтики и интертекстуальности в произведениях русского киберпанка. Отмечается, что развитие русского киберпанка в рамках практической эстетики постмодернизма во многом обусловлено наличием в нем элементов фантастики. Свойственная литературе постмодернизма фабуляция, подразумевающая единство реальности и вымысла, может включать в реалистическое повествование различные фантастические элементы. Мифопоэтическая же составляющая киберпанка определяется, прежде всего, образом главного героя, его сюжетными деяниями и поступками. С ним связаны традиционные для мифа представления о зле и добре, хаосе и космосе, и, главное, он облечен как действующее лицо функцией гармонизировать мир, придавать ему смысл и порядок. Ему как коллективному герою атрибутирована роль спасителя и защитника и соответствующий его предназначению характер - свободолюбивый, волевой и смелый, способный противостоять злому и несправедливому миру. Такой герой соответствует концептуальной идее мифа - движению от хаоса к космосу, проблеме, которой озадачено современное гуманитарное сознание. Мифологической традиции отвечает не только образ главного героя, но и хаотический мир русского киберпанка. В таком порушенном, неструктурированном мире человек дезориентируется и теряет жизненную уверенность. Однако романный герой постепенно осмысливает коллизию, те предложенные историей обстоятельства, в каких оказался не по своему желанию. Хаотичность как характерная для мифологической традиции коллизия в анализируемых нами произведениях часто коррелирует с отсутствием аксиологических ориентиров, с неразличением добра и зла. В энтропийном мире русского киберпанка порой трудно определить, какое действие следует считать доброжелательным, а какое - нет, кто является преступником, а кто героем, борющимся за справедливость, невзирая на нарушение принятых законов, как, к примеру, хакеры. В статье делается вывод, что расширению художественного пространства киберпанка способствует интертекст. В произведениях анализируемого жанра присутствуют как эксплицитные (явные, открыто выраженные), так и имплицитные (неявные) формы интертекстуальности. Явные формы интертекстуальности - это в основном имена героев, которые могут отсылать как к мифу, так и к сказке, что в целом характерно для литературы постмодернизма. Имплицитная форма интертекстуальности - это лексическая и стилистическая неоднородность текста.
Ключевые слова
киберпанк; жанр; фантастика; постмодернизм; мифопоэтика; интертекстуальность; cyberpunk; genre; fiction; postmodernism; mythopoetics; intertextuality
MYTHOPOETICS AND INTERTEXTUALITY IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK
The article deals with the elements of mythopoetics and intertextuality in the works of Russian cyberpunk. It is noted that the development of Russian cyberpunk in the framework of the practical aesthetics of postmodernism is largely due to the presence of the elements of fantasy in it. The fabulation characteristic of the literature of postmodernism which means the unity of reality and fiction can include various fantastic elements in a realistic narrative. The mythopoetic component of cyberpunk is determined, first of all, by the image of the main character, his plot acts and deeds. Such representations of evil and good, chaos and space which are traditional for the myth are associated with it, and, most importantly, he is endowed as an actor with the function to harmonize the world and to give it meaning and order. He, as a collective hero, is attributed the role of a savior and protector and a character which corresponds to his purpose - freedom-loving, strong-willed and courageous, able to withstand an evil and unjust world. Such a hero corresponds to the conceptual idea of the myth - the movement from chaos to space, a problem that puzzled modern humanitarian consciousness. Mythological tradition meets not only the image of the protagonist but also the chaotic world of Russian cyberpunk. In such a ruined, unstructured world a person is disoriented and loses life confidence. However, the novel hero gradually comprehends the collision, those circumstances proposed by history in which he was not at will. Randomness as a characteristic collision in the mythological tradition in the works we analyze often correlates with the absence of axiological guidelines and nondiscrimination of good and evil. In the entropy world of the Russian cyberpunk it is sometimes difficult to determine which action should be considered benevolent and which not, who is the criminal and who is the hero which fights for justice despite the violation of the laws, such as hackers, for example. The article concludes that the expansion of the artistic space of cyberpunk is facilitated by intertext. In the works of the analyzed genre, there are both explicit and implicit forms of intertextuality. Explicit forms of intertextuality are basically the names of heroes which can refer both to myth and to a fairy tale. This is a general characteristic of the literature of postmodernism. An implicit form of intertextuality is the lexical and stylistic heterogeneity of the text.
Список литературы
-
Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума. М., 2003.
-
Зорич А. Сезон оружия. М., 2001.
-
Интертекст URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интертекст (дата обращения 01.12.19).
-
Коваленко А.Г. Литература и постмодернизм: учеб. пособие. М., 2004.
-
Мифопоэтическая организация трилогии А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер». URL: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/literaturovedenie/190288/str14.htm (дата обращения 01.12.19).
-
Москвин Василий Павлович. Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, Жанры, стили. М., 2011.
-
Поэтика постмодернизма в произведениях братьев Стругацких. URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-razvitiya-gumanitarnykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-10-russkaya-literatura-spetsialnost-10-01-01/poetika-postmodernizma-v-proizvedeniyakh-bratev-strugatskikh/ (дата обращения 01.12.19).
-
Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / пер. с фр., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 2008.
-
Тюрин Александр Владимирович. Каменный век. URL: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml (дата обращения: 01.12.18).
-
Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск, 2001.
-
Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. М., 2015.
-
Эмдин А. Отпуск. М., 2018.