Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (45) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-45-2-85-92
ПРОБЛЕМА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕГИИ В РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ
В статье рассматривается жанр элегии в аспекте сопоставительной поэтики русской и татарской литератур. Установлено, что корреляции элегии как художественной формы в национальных литературах относятся к малоизученным вопросам в современной компаративистике. Проблемизирует исходную ситуацию тот факт, что элегия не вошла в круг традиционных жанров татарской лирики XIX в., хотя связанные с ней мотивы и элегический модус художественности по-своему проявились в творчестве поэтов начала XX века: Г. Тукая («Разбитая надежда», «Национальные мелодии»), Дэрдменда («Прошумит ли ветер», «В тоске я лежу порой»), Ш. Бабича («Душа моя»). В настоящее время к жанру элегии активно обращаются в татарском литературоведении с целью объяснить какие-то аспекты восточных канонических жанров, в частности, марсии. Сделан вывод о том, что истоки «встречных» процессов, способствующих «отвердеванию содержания» элегии как самостоятельного жанра в татарской литературе 60-80 гг. XX в. лежат в области ее авангардных поисков. Фактической основой исследования стал цикл элегий Роберта Ахметзянова «Көзге элегияләр» («Осенние элегии», 1973-1985). Установлено, что в элегиях татарского поэта нашла выражение субъективность мировосприятия как важнейшая и универсальная черта поэтики жанра. Это хорошо иллюстрирует главная тема его поэтического цикла - тема любви и воспоминаний об утраченном чувстве. Субъект элегии, являясь носителем художественных переживаний, самоценен в этом состоянии, тем самым он оказывается свободным от других привязанностей и устремлений в жизни. Особое место в элегии занимает созданный лирическим героем, его переживаниями, автономный мир, замещающий внеположенную ему действительность. На примере анализа субъектно-объектной структуры цикла элегий Ахметзянова доказывается, что элегия приобретает свое место в татарской литературе, она становилась «узнаваемой», «видимой», в том числе, с точки зрения принципов ее создания и приемов жанра.
Ключевые слова
сопоставительная поэтика; элегия; русская литература; татарская литература; Роберт Ахметзянов; субъектно-объектная структура; comparative poetics; elegy; Russian literature; Tatar literature; Robert Akhmetzyanov; subject-object structure
THE PROBLEM OF COMPARATIVE STUDY OF ELEGY IN RUSSIAN AND TATAR POETRY
The article studies the genre of elegy in the aspect of comparative poetics of Russian and Tatar literature. It is stated that correlations of elegy as a figurative form in national literature corresponds to poorly studied issues in modern comparative studies. The original situation is problematized by the fact that elegy was not included in the range of traditional genres of Tatar lyrics of the late XIX century although motive and elegical modus of figurativeness have been expressed in their own way in the works of poets of the early XX century: G. Tukai ("Broken hope", "National melodies"), Derdmand ("Will the wind rustle…", "Sometimes I lie in anguish"), Sh. Babich ("My soul"). Currenntly in Tatar literary studies they actively address to the genre of elegy with the aim of explaining some aspects of Oriental canonical genres, Marcia, in particular. The conclusion is that the origins of «counter» processes, that contribute to the "solidifcation of the content" of elegy as independent genre in tatar literature of 60-80 years of the XX century lie in the sphere of its' avant-garde searches. Factual basis of the study became the cycle of elegies by Robert Akhmetzyanov "Kozge elegiyalar" ("Autumn elegies", 1973-1985). It is stated that in elegies of Tatar poet subjectivity of world perception has found its' expression as the most important and universal feature of the genre's poetics. That is well illustrated by the main theme of his poetic cycle - theme of love and recollections of the lost feeling. The elegy subject being a carrier of figurative experiences is self-valuable in this state thus it turns out to be free from other affections and aspirations in life. Special place in elegy is taken by the offline world created by its' lyrical character, his experiences, replacing reality outside of it. On the example of the analysis of the subject-object structure of the Elegy cycle by Akhmetzyanov it is proved that elegy takes its' place in Tatar literature, it became "recognizable", "vivid" as well as from the point of view of its creation and the genre techniques.
Список литературы
-
Аминева В.Р. Сопоставительная жанрология: методы исследования // Материалы Международной научно-практическая конференции «Литература и художественная культура тюркских народов в контексте Восток-Запад» (11-12 октября 2018 г.). Казань, 2018. С. 303-309.
-
Аминева В.Р. Дейксис в процессах жанрообразования в русской и татарской поэзии // Сопоставительная поэтика русской и татарской литератур: коллективная монография. Казань, 2019. С. 74-102.
-
Ахмадуллина Л.Я. «Маджмаг Аль-Адаб» («Сборник благопристойностей») Хибатуллы Салихова в контексте общетюркских литературных традиций: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2017.
-
Брагинская Н.В. О работе О.М. Фрейденберг «Система литературного сюжета» // Тыняновский сборник. Вторые тыняновские чтения: сб. статей. Рига, 1986. С. 272-283.
-
Бройтман С.Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века: учеб. пособие по спецкурсу. Махачкала, 1983.
-
Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики: (Субъектно-образная структура): автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 1989.
-
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.
-
Загидуллина Д.Ф. Татарская поэзия 1960-1980 гг.: трансформация традиций и авнгардные поиски // Научный Татарстан. 2014. № 3. Казань, 2014. С. 103-113.
-
Зенкин С.Н. Теория литературы. Проблемы и результаты: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов. М., 2018.
-
Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003.
-
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.,1997.
-
Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2002.
-
Хасавнех А.А. Марсия на кончину шейха Мухаммад-Закира Камалова // Научный Татарстан. 2013. № 3. Казань, 2013. С. 75-84.
-
Әхмәтҗан Роб. Тургай тәрәзәсе [Окошко жаворонка]. Казан, 1995 (на татар. яз.)