Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (45) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-45-2-93-100
ИМЯ ГЕРОЯ КАК МАРКЕР ЭВОЛЮЦИИ БАЛЛАДЫ
В статье освещаются типы именования балладных героев в контексте жанровой эволюции. В номинации предромантических баллад конца XVIII в. выявляется тенденция к созданию национальной баллады: многие герои получают русские имена (перенесение внимания с интересов государства на судьбу отдельного человека). Имя собственное несет дополнительную смысловую нагрузку, становясь средством характеристики персонажа, а обращение к событиям старины получает дальнейшее развитие в исторической линии развития жанра. В эпоху романтизма, согласно принципу антропоцентризма, имя героя выносится в название баллады. В первой трети ХIХ в. зарождение/становление национального самосознания приводит к появлению исторических баллад, в которых имена героев, прецедентных деятелей русской истории и культуры, выполняют «функцию социальной маркировки», приобретая структуру: «имя» - «фамилия»/ «прозвище». Параллельно развивается мифологическая баллада (продуктивный вектор балладной эволюции), в названиях которой отражается обращение к архетипическим фольклорным образам (наиболее популярным персонажем / номинацией является русалка). В балладах Серебряного века возрастает роль интертекстуальных связей, а в именованиях героев отражаются поиски ответов на философские вопросы современности. Наряду с развитием мифологической баллады на рубеже ХIХ-ХХ вв. как следствие принципа жизнетворчества появляются произведения, героем которых становится поэт-демиург, преобразователь Вселенной (в номинациях отражаются имена поэтов-современников). Баллада советского периода по объективным историко-литературным причинам становится социальной поэзией, а имя собственное (влияние отдельной личности на событие) все чаще замещается апеллятивом, подчеркивающим общественную (коллективную) функцию человека. На рубеже ХХ-ХХI вв. мировоззренческий кризис приводит к децентрированности личности, что находит отражение в аперсонализации героев баллады. Безымянность персонажей баллады ХХI вв. свидетельствует о стремлении автора обратиться к фобиям коллективного бессознательного, становится рефлексией над травмой, попыткой преодоления страха, а также способом познания таинственного и непостижимого мироздания.
Ключевые слова
русская баллада; герой; имя; номинация; эволюция жанра; Russian ballad; hero; name; nomination; genre evolution
HERO'S NAME AS A MARKER OF BALLAD EVOLUTION
The article highlights the name types of ballad heroes in the context of genre evolution. A tendency for the national ballad creation is revealed in the range of pre-romantic ballads of the late XVIII century - many heroes receive the Russian names (shift of attention from the interests of the state to the fate of an individual). Here, the proper name carries an additional semantic load, becoming a tool to describe a character, when the appeal to the antic events is further developed in the historical line of the genre. In the era of romanticism, according to the principle of anthropocentrism, the hero's name is introduced into the ballad name. In the first third of the nineteenth century, the emergence / formation of national self-consciousness leads to the productive development of historical ballads, in which the names of heroes, precedent figures of Russian history and culture, perform the "function of social marking", acquiring the structure: "name" - "surname"/ "nickname". In parallel, the mythological ballad (a productive vector of ballad evolution) is developing, where the titles reflect an appeal to archetypal folklore images (the most popular character/nomination is the mermaid). The role of intertextual connections is growing in the ballads of the Silver Age, when the heroes' names reflect the search for answers to philosophical questions of the modern time. Along with the development of the mythological ballad at the turn of the nineteenth and twentieth centuries, and, as a consequence of the life creation principle, some pieces of work appear where a hero is a poet-demiurge, a transformer of the Universe (the names of contemporary poets are reflected in the titles). Because of the objective historical and literary reasons, the ballad of the Soviet period becomes a social poetry, and a proper name (influence of an individual person on an event) is increasingly replaced by an appellative that emphasizes the social (collective) function of a person. At the turn of the 20th-21st centuries, the ideological crisis leads to decentration of a personality, which is reflected in the apersonalization of the ballad heroes.The namelessness of the ballad characters of the 21st century attests the author's aspiration to appeal to the phobias of collective unconscious, it becomes a reflection of a trauma, an attempt to overcome the fears, as well as a way of learning the mysterious and incomprehensible universe.
Список литературы
-
Автухович Т.Е. Современная поэзия восточнославянских народов в антропологической перспективе // Мовазнаўства. Літаратуразнаўства. Фалькларыстыка: XV Міжнародны з'езд славістаў, Мінск, 20-27 жніўня 2013 г. Минск, 2013. С. 197-210.
-
Анкудинов К.Н. Напролом. Размышления о поэзии Юрия Кузнецова. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/22/an10.html (дата обращения: 01.04.2020).
-
Ахматова А.А. Стихотворения. 1904 -1941 // Собр. соч: в 6 т. М., 1998. Т. 1.
-
Багрицкий Э.Г. Баллада о нежной деве. URL: https://rupoem.ru/bagrickij/zachem-chitaesh-ty.aspx (дата обращения: 19.04.2020).
-
Барковская Н.В. Жанр баллады в современной русской поэзии // Scripta manent: Научный журнал Ассоциации открытой дипломатии. Тбилиси. 2011. № 3(11). С. 13-21.
-
Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении // Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М., 2000. С. 195-348.
-
Белинский В.Г. Статьи и рецензии // Полн. собр. соч.: в 13 т. М., 1955. Т. 7.
-
Боровская А.А. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века: автореф. дис. … докт. филол. наук. Астрахань, 2009.
-
Васильев Е. Тысяча имен. Краткая энциклопедия URL:: http://1000names.ru/russian_girl_names_p_r_s (дата обращения: 17.04.2020).
-
Верина У.Ю. Обновление жанровой системы русской поэзии рубежа ХХ-ХХI вв. Минск, 2017.
-
Волошин М.А. Стенькин суд. URL: https://www.litmir.me/br/?b=273486&p=1 (дата обращения: 11.04.2020).
-
Высоцкий В.С. Собр. соч. в одном томе. М., 2011.
-
Гиршман М.М. Становление понятия «художественная целостность» и его современное значение // Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2007. С. 20-56.
-
Ёлшина Т.А. Художественно-эстетические аспекты проблемы гуманизма в литературе Серебряного века: В. Розанов, А. Блок, Н. Гумилев: автореф. дис. … докт. филол. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno-esteticheskie-aspekty-problemy-gumanizma-v-literature-serebryanogo-veka-v-ro#ixzz5XR5L8C1C (дата обращения: 08.04.2020).
-
Збигнев // Имена. Словарь имен. Этимология (происхождение имен). URL: http://imja.name/imena/slovar-imen-Z.shtml (дата обращения: 05.04.2020).
-
Зинин С.И. Введение в поэтическую ономастику. URL: http://imja.name/poehtonimy/klassifikatsiya-poehtonimov.shtml (дата обращения: 18.04.2020).
-
Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003.
-
Карамзин М.Н. Полн. собр. стихотворений. М.-Л. 1966.
-
Катермина В.В. Имя и общество (на материале русских художественных текстов) // Русский язык за рубежом. 2013. № 6. С. 69-74.
-
Кузнецов Ю.П. Золотая гора: Стихотворения и поэмы разных лет. М., 1989.
-
Литературная ономастика, или Поэтика онима. Методические указания к спецкурсу. Для студентов филологических факультетов / Сост. В.М. Калинкин. Донецк, 2002.
-
Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н.М. Стихотворения. Л., 1966. С. 5-51.
-
Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967.
-
Пустовая В.Е. Мария Степанова. Счастье. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2004/5/pust16-pr.html (дата обращения: 14.04.2020).
-
Рылеев К.Ф. Дмитрий Самозванец. URL: https://rupoem.ru/ryleev/chi-tak-diko.aspx (дата обращения: 07.04.2020).
-
Степанова М.М. Гостья. URL: http://www.vavilon.ru/texts/stepanova4-3.html (дата обращения: 03.04.2020).
-
Степанова М.М. Летчик. URL: http://www.vavilon.ru/texts/stepanova1-1.html#3 (дата обращения: 06.04.2020).
-
Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957.
-
Суперанская А.В. Современный словарь личный имен: Сравнение. Происхождение. Написание. М., 2005.
-
Фотина // Словарь личных имен немцев Алматы. URL: http://imja.name/slovarimennemtsev/zhenskie-S.shtml (дата обращения: 20.04.2020).
-
Фрайман Т.Н. Баллада (1808-1814) // Творческая стратегия и поэтика В.А. Жуковского (1800-е - начало 1820-х годов: дис. … докт. филол. наук. URL: http://www.ruthenia.ru/document/532435.html#p3 (дата обращения: 13.04.2020).
-
Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети ХIХ века М., 2013.
-
Янушкевич А.С. Путешествие в страну романтизма: новые подходы к изучению русского романтизма первой трети ХIХ века // Филологический класс. 2004. № 12. С. 5-14.