Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (46) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-46-3-12-19
«ОДА ТАШКЕНТУ» ЗАЙН АД-ДИНА ВАСИФИ (1485 - МЕЖДУ 1551 И 1567): К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ ЖАНРА
В статье предпринимается попытка выявить жанровую принадлежность стихотворения, известного в иранистике под названием «Ода Ташкенту» и принадлежащего перу выдающегося литератора XVI века Зайн ад-Дина Васифи. Это стихотворение, насчитывающее 84 бейта и написанное рифмовкой маснави, входит в состав прозаического произведения Васифи «Удивительные события» (Бадаи ал-вакаи), представляющего собой один из первых образцов мемуарного жанра на персидском языке. Автор статьи обращается к анализу именно этого стихотворения Васифи, поскольку понимание принципов построения образа города поможет составить более четкое представление о функционировании жанра мадх (восхваление) в персидской поэзии постклассического периода (XVI-XVIII вв.) и, кроме того, позволит затронуть проблему изучения так называемых «коротких маснави» (short masnavi), которые до недавнего времени практически не привлекали внимания исследователей. На основании анализа тематики рассматриваемого стихотворения автор статьи приходит к выводу о том, что оно написано в жанре дескриптивной лирики, причем мотивы описания (васф) перенесены в регистр панегирической поэзии, благодаря чему возникает эффект «панегирического описания» города. Создавая образ Ташкента, Васифи использует стандартный топос персидской поэзии «город/край - рай/райский сад». Образ города выстраивается на основании описания садово-паркового комплекса «Кей-Кавус», устроенного удельным правителем Ташкента Суйундж-ходжа-ханом (1503/1508-1525). Описание садово-парковых ансамблей постепенно становилось одной из возможных составляющих образа города, наряду с описаниями дворцов, жилых домов, улиц, базаров и горожан. По своей тематико-композиционной структуре рассматриваемое стихотворение обнаруживает сходство с касыдой, состоящей из вступления и панегирика, при этом описание вышеупомянутого садово-паркового ансамбля явно доминирует над восхвалением правителя, что свидетельствует о постепенном складывании в персидской поэзии канона описания и восхваления города, не связанных с панегириком повелителю.
Ключевые слова
«Ода Ташкенту»; Зайн ад-Дин Васифи; маснави; жанр; дескриптивная лирика; панегирик; ''Ode to Tashkent''; Zayn al-Din Vasefi; masnavi; genre; descriptive lyrics; panegyric
ODE TO TASHKENT'' OF ZAYN AL-DIN VASEFI (1485 - BETWEEN 1551 AND 1567): TO THE PROBLEM OF GENRE DEFINITION
The paper deals with an attempt to identify the genre of the poem, which was written by Zayn al-Din Vasefi, the prominent poet of the XVI-th century, and which became known in the Iranian studies as ''Ode to Tashkent''. The poem, composed in the rhyme of masnavi, includes 84 lines and it is a part of Vasefi's prose work ''Amazing Events'' (Badai al-Vaqai). The author of the paper decided to analyze this particular poem of Vasefi, because if we understand the principles of creating an image of a city, it will help us to see more clearly, how the genre of madh functions in the Persian poetry of the post-classical period. Besides, it may pour some light upon the problem of studying so-called ''short masnavi'', which didn't attract attention of scholars until recently. Having analyzed the topics of this poem, we came to the conclusion that it belonged to the genre of descriptive lyrics and the motifs of description were transferred to the register of panegyric poetry, due to which the effect of the ''panegyric description'' of the city took place. Creating the image of Tashkent, Vasefi uses one of standard topoi of Persian poetry ''city/region is a paradise /garden of paradise'' and mainly describes the garden complex ''Kay-Kavus'', which was built by the ruler of Tashkent Suyunj-khoja-khan (1503/1508-1525). The description of such complexes gradually became one of the possible components of the image of a city, along with the description of palaces, houses, streets, bazaars and their inhabitants. The poem resembles qasidah, consisting of an introduction and a panegyric, meanwhile it is obvious that the description of the garden complex ''Kay-Kavus'' dominates the praise of the ruler, and the fact shows, that there is a canon of description and praise of a city forming in the Persian poetry.
Список литературы
-
Акимушкина Е.О. Эволюция жанра шахрашуб в персоязычной поэзии XI-XVII веков: от Мас'уда Са'да Салмана (1046-1121) до Сайидо Насафи (ум. 1711) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2018. № 3. С. 42-56.
-
Акимушкина Е.О. «Кашмирские стихи» Кудси Машхади (1582-1646): к проблеме жанровой принадлежности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 4. С. 681-690.
-
Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока. М., 1985.
-
Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927.
-
Болдырев А.Н. Зайнаддин Васифи - таджикский писатель XVI в. (опыт творческой биографии). Сталинабад, 1957.
-
Васифи Зайн ад-Дин. Бадаи ал-вакаи («Удивительные события»): в 2 т. Тихран: Интишарат-и бунийад-и фарханг-и Иран, 1970. Т. 1. (на перс.яз.).
-
Ватват Рашид ад-Дин. Сады волшебства в тонкостях поэзии / пер. с перс., исслед. и коммент. Н.Ю. Чалисовой. М., 1985.
-
Кашифи Хусайн Ваиз. Чудеса мысли в искусстве поэзии (Бадаи' ал-афкар фи санаи' ал-аш'ар). Введение (Мукаддима). Пер. с перс., вступит. слово и коммент. М.Л. Рейснер // Восточная поэтика: тексты, исследования, комментарии. М., 1996. С. 263-289.
-
Куделин А.Б. Классическая арабо-испанская поэзия (конец X - середина XII вв.). М., 1973.
-
Никитенко Е.Л. Базар красоты. Описание собрания поэтов в «Удивительных событиях» Зайнаддина Васифи // Вестник РГГУ. Серия «Востоковедение. Африканистика». 2011. Т. 64. № 2. С. 158-179.
-
Норик В.Б. Биобиблиографический словарь среднеазиатской поэзии (XVI - первая треть XVII вв.). М., 2011.
-
Пиотровский М.Б. ал-Джанна // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
-
Рейснер М.Л. Персидская лироэпическая поэзия X - начала XIII века. Генезис и эволюция классической касыды. М., 2006.
-
Стологорова И.Н. Генетические корни «Удивительных событий» Васифи (XVI в.) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1986. № 2. C. 48-56.
-
Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Кайс ар-Рази. Свод правил персидской поэзии (ал-Му'джам фи ма'айир аш'ар ал-'аджам). Ч. II. О науке рифмы и критике поэзии. / пер. с перс., исслед. и коммент. Н.Ю. Чалисовой. М., 1997.
-
Sharma S. The City of Beauties in Indo-Persian Poetic Landscape // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East, 2004. Vol. 24. № 2. P. 73-81.
-
Sharma S. Kashmir and the Mughal Fad of Persian Pastoral Poetry // Borders. Itineraries on the Edges of Iran. Eurasiatica. Quaderni di studi su Balcani, Anatolia, Iran, Caucaso e Asia Centrale. Venezia, 2016. Vol. 5. P. 183-202.
-
Zumphor P. Essai de poétique médiévale. Paris, 1972.