Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (46) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-46-3-60-68
ПИСЬМОВНИК XVI В. «ПОСЛАНИЕМ НАЧАЛО...» В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
Статья посвящена изучению одного из наиболее значимых письмовников в истории древнерусской литературы - письмовнику XVI в. «Посланием начало, егда хощеши кому послати: к вельможам или ко властным людям, - кому ся ни есть имярек». Он рассматривается в историко-культурном контексте. Выявляются его связи с предшествующим письмовником XV в., «Неозаглавленным», а также с предшествующей и современной ему литературной ситуацией. Созданный в XVI в., письмовник отобразил характерные черты литературы этого столетия: с одной стороны, черты стиля «второго монументализма» (Д.С. Лихачев), официозность, с другой же - тенденцию к демократизации и секуляризации. Он воспроизвел и эволюцию эпистолярного жанра в означенный период. Ранее отличавшееся поливалентностью, тесно связанное с жанрами поучения, слова, проповеди и др., послание к XV-XVI вв. обнаруживает стремление к обособлению в системе жанров. Сам факт появления письмовников - первый из которых вышел в XV в., а всего к концу XVII в. их насчитывалось порядка 170 - наглядно свидетельствует об этом процессе. Каждый письмовник, и в частности «Посланием начало…», демонстрирует тенденцию к формированию и упрочению конститутивных признаков эпистолярного жанра. В их числе, прежде всего, комплиментарное обращение к адресату, самоуничижение автора, антитеза «автор-грешник» - «адресат-праведник». Это основное и весьма традиционное для эпистолярного жанра наполнение прескрипта. За счет того, что письмовник, в соответствии со своим названием, включает в себя только «начала» посланий, содержание семантемы, основной и наиболее неканонической части письма, оставляется на усмотрение самих пользователей, что весьма знаменательно, в преддверии приближающейся эпохи демократизации и секуляризации. Очень любопытны два послания, расположенные последними. Это послание о содомском грехе и «Иное послание от Божественных книг». Вопреки названию письмовника, они структурно завершены. Если предшествующие послания дают пользователям возможность по своему усмотрению разнообразить эпистолярный текст, то эти два - учат правильно выстраивать его весь, от прескрипта до клаузулы. Как и все образцы рассматриваемого письмовника, они представляют собой своеобразные гибриды делового, учительного и дружеского письма, что отражается во всех структурно-композиционных элементах. Так, послание о содомском грехе имеет двойную клаузулу: «светскую», характерную для дружеского письма, складывающегося в русской литературе именно в XV-XVI вв. под влиянием античной эпистолографии, и «религиозную», исконную для древнерусского эпистолярия. Первая вводится словом «конец», вторая - «аминь». Примечательно, что давняя русская традиция учительного послания и формирующаяся - светского дружеского соединены в письмовнике на основе традиции делового письма, сверхактуальной для XVI в.
Ключевые слова
древнерусская литература; эпистолярный жанр; послание; письмо; письмовник; «Посланием начало…»; Old Russian literature; epistolary genre; message; letter; scribe; "The beginning of messages..."
THE SCRIBE OF THE 16th CENTURY «THE BEGINNING OF MESSAGES...» IN HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT
The article deals with the study of one of the most significant scribes in the history of Old Russian literature - the scribe of the 16th century. "The beginning of the message, when you want to send to someone, to nobles or to powerful people, - to whom there is no name". It is considered in the historical and cultural context. Its connections with the previous scribe, of the 15th century, "Untitled", as well as with the previous and contemporary literary situation, are revealed. Created in the 16th century, the scribe clearly reflected the characteristic features of the literature of this century: on the one hand, the features of the «second monumentalism» style (D.S. Likhachev), officialism, and on the other, the tendency towards democratization and secularization. It vividly displayed the evolution of the epistolary genre in the indicated period. Previously distinguished by multivalence, closely associated with the genres of teachings, words, sermons, etc., a message to the 15th-16th centuries reveals the desire for isolation in the system of genres. The very fact of the appearance of the scribes - the first of which came out in the 15th century, and all by the end of the 17th century, there were about 170 of them is a clear indication of this process. Each scribe, and in particular, "The Beginning of the Message...", shows the tendency to form and strengthen the constitutive features of the epistolary genre. Among them, first of all, there exists a complimentary appeal to the addressee, self-derogation of the author, the antithesis of "author-sinner" - "addressee-righteous". This is the main and very traditional for the epistolary genre filling of the prescript. Due to the fact that the scribe, in accordance with its name, contains only the «beginning» of the messages, the content of the semantema, the main and most non-canonical part of the letter, is left to the discretion of the users themselves, which is very significant, in anticipation of the approaching era of democratization and secularization. Very curious are the two messages located last. This is the message about Sodom sin and "Another message from the Divine Books". Contrary to the name of the scribe, they are structurally completed. If the previous messages give users the opportunity at their discretion to diversify the epistolary text, then these two teach you to correctly build it all, from the prescript to the clause. Like all the studied samples of the scribe, they are peculiar hybrids of business, educational and friendly writing, which is reflected in all structural and compositional elements. Thus, the message about Sodom sin has a double clause: "secular", characteristic of friendly writing, emerging in Russian literature precisely in the 15th-16th centuries under the influence of ancient epistolography, and "religious", primordial for the Old Russian epistolary. The first is introduced by the word "end", the second - by the word "amen". It is noteworthy that the long-standing Russian tradition of the teaching message and the emerging secular friendly tradition are combined in the scribe based on the tradition of business writing, which is super-relevant for the 16th century.
Список литературы
-
Антонова М.В., Ноздрачева Н.Л. «Любовь о Христе» в древнерусских посланиях // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. С. 162-169.
-
Архангельский А. Творения Отцов Церкви в древнерусской письменности. (Обозрение рукописного материала) // Журнал Министерства народного Просвещения. 1888. Июль. Отд. 2. С. 1-49; Август. Отд. 2. С. 203-295.
-
Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. München, 1991.
-
Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1984.
-
Демин А.С. Литературные черты древнерусских письмовников // Демин А.С. Ο древнерусском литературном творчестве: Опыт типологии с XI по середину XVIII в. От Илариона до Ломоносова / отв. ред. В.П. Гребенюк. М., 2003. С. 178-605.
-
Демин А.С. Об одном письмовнике XVI века // Ученые записки Азербайджанского педагогического университета им. С.М. Кирова. Сер. Истории и философии. 1964. № 5. С. 91-97.
-
Демин А.С. Русские письмовники XV-XVII веков. (К вопросу о русской эпистолярной культуре): дисс. … канд. филол. наук. Л., 1963.
-
Демин А.С. Русский письмовник XV века // Ученые записки Азербайджанского педагогического института языков им. М.Ф. Ахундова. Сер. 12. Язык и литература. 1964. № 1. С. 68-77.
-
Журова Л.И. Евангельская цитата в полемических сочинениях Максима Грека // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы межрегионал. науч.-практич. конференции, посвященной памяти проф. М.И. Рижского. Новосибирск, 2002. С. 104-107.
-
Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI-XVII вв. Минск, 2001.
-
Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. 3-е изд. СПб., 1998.
-
Пиккио Р. Смысловые уровни в древнерусской литературе / пер. с англ. С. Никольского) // Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык / отв. ред. Н.Н. Запольская, В.В. Калугин. М., 2003. С. 474-491.
-
Пиккио Р. Функция тематических ключей в литературном коде православного славянства /пер. с англ. О. Беловой) // Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык / отв. ред. Н.Н. Запольская, В.В. Калугин. М., 2003. С. 431-473.
-
Посланием начало, егда хощеши кому послати: к вельможам или ко властным людям, - кому ся ни есть имярек // Демин А.С. О древнерусском литературном творчестве: Опыт типологии с XI по середину XVIII в. От Илариона до Ломоносова / отв. ред. В.П. Гребенюк. М., 2003. С. 580-587.
-
Романчук Р. Автор или читатель? Библейская цитата и библиографическая ссылка в текстах Древней Руси (XI и XV веков) // Славяноведение. 2003. № 2. С. 51-59.
-
Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М., 2008.
-
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.