Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (46) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-46-3-84-93
НЕО-ПОЗНАННЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИП СМЕЩЕНИЯ В ПОЭТИКЕ ГРИГОРИЯ КАПЕЛЯНА
В статье предлагается подробный анализ одного поэтического текста Григория Капеляна «Не лепо ли ны и не гоже ли нам - не угадать» , опубликованного в двух самых известных авторских поэтических подборках 1980-х годов - в «Антологии гнозиса» (1982) и антологии «У Голубой лагуны» (1983). Предварительно обозначены три базовых основания эстетики автора: филоновская идея аналитического искусства с принципоморганического формообразования; общая линия авангардно-андеграундной практики 1960-70-х годов, ориентированная на создание нового языка и освоение его вещества; постструктуралистско-постмодернистское недоверие к репрезентативности языковых форм и возможностей языка. В ходе анализа демонстрируется специфика авторской поэтики, основанной на принципах смещения и разрастания, что в свою очередь дает возможность вписать поэтическую практику Капеляна в литературный контекст ХХ-ХХI веков. Узловым элементом, обеспечивающим сдвиги в процедуре означивания, становится у Капеляна бином - нераздельное единство противоположностей, недифференцируемое тождество-различие. Постоянное притяжение-отталкивание неслиянных-нераздельных элементов бинома создает зону мерцания смыслов и смыслообразования. Действие отмеченного принципа в творчестве Капеляна органично и довольно устойчиво: на протяжении многих лет оно формирует образ и организует его внутреннее и трансгрессивное движение. Обращение к пристальному разбору конкретного текста дает возможность выявить основные принципы работы поэта со словом, а также прокомментировать действие разработанных им механизмов и результирующий эффект, создающий представление о слове/образе/тексте как увиденном или узнанном вновь. В этом аспекте литературное творчество Капеляна соотносится с его художественной практикой, в частности с проектами, представленными на выставке «Нео-познанные объекты» (2011), актуализирующими феномен нео-познания. Таким образом, отмеченные в рамках поэтического текста особенности могут быть рассмотрены как специфические черты мировидения и эстетики автора.
Ключевые слова
Григорий Капелян; принцип смещения; принцип разрастания; биномы; Greg Kapelyan; shift principle; growth principle; binomials
NEODENTIFIED OBJECTS AND SHIFT PRINCIPLE IN THE POETICS OF GREG KAPELYAN
The article offers an analysis of one poetic text by Grigory (Greg) Kapelyan, published in two of the most famous author's poetry collections of the 1980s - in "The Anthology of Gnosis" (1982) and "The Blue Lagoon Anthology of Modern Russian Poetry" (1983). Three basic foundations of the author's aesthetics are indicated: Filonov's idea of analytical art and organic form formation; the general line of the avant-garde-underground practice of the 1960s-70s, focused on the creation of a new language; poststructuralist-postmodernist distrust of the representativeness of linguistic forms and possibilities of language. The analysis demonstrates the specificity of the author's poetics, based on the principles of shift and growth, which makes it possible to fit Kapelyan's poetic practice into the literary context of the XX-XXI centuries. Binomial - an indivisible unity of opposites, an undifferentiable identity-difference - becomes the central element that provides shifts in the procedure of signification. The constant attraction-repulsion of the binomial elements creates a zone of flickering of meanings and meaning formation. The action of the noted principle in Kapelyan's work is organic and stable: over the course of many years it has been forming an image and organizing its internal and transgressive movement. Analysis of a specific text makes it possible to identify the basic principles of the poet's work with the word, as well as comment on the final effect that creates an idea of the word / image / text as seen or recognized again. In this aspect, the literary work of Kapelyan correlates with his artistic practice, in particular, with the projects presented at the exhibition "Neodentified objects" (2011). Thus, the features noted within the framework of the poetic text can be considered as specific features of the author's worldview and aesthetics.
Список литературы
-
Антология гнозиса: современная русская и американская проза, поэзия, живопись, графика и фотография: в 2 т. / под ред. А. Ровнера, В. Андреевой, Ю.Д. Ричи, С. Сартарелли. Нью-Йорк, 1982. Т. 2.
-
Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны: в 5 т. / сост. К.К. Кузьминский, Г.Л. Ковалев. Newtonville, 1983. Т. 2А.
-
Блок А. Задебренные лесом кручи… // Блок А. Собр. соч.: в 6 т. / сост. и примеч. Вл. Орлова. Л., 1980. Т. 2. С. 234-235.
-
Горелов О.С. Поэзия информационного переизбытка и автоматическое письмо В. Банникова // Филоlogos. Елец, 2020. Вып. 2 (45). С. 14-21.
-
Ершов Г.Ю. П.Н. Филонов: проблемы историографии, мировоззрения, тематики и творческого метода: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 1999. URL: http://cheloveknauka.com/v/21258/a?#?page=1 (дата обращения: 02.08.2020).
-
Капелян Г. 17 копеек весны. Нью-Йорк, 2019. (Без пагинации).
-
Капелян Г. Вне контекста. СПб., 2006.
-
Капелян Г. Не лепо ли ны и не гоже ли нам - не угадать… // Антология Гнозиса. Современная русская и американская проза, поэзия, живопись, графика и фотография. СПб., 1994. Т. 2. С. 42-44.
-
Кацевич Д. Григорий Капелян // Люди: биографии, истории, факты, фотографии. URL: https://www.peoples.ru/art/painter/grigoriy_kapelyan/ (дата обращения: 01.08.2020).
-
Мочульский К.В. Александр Блок. Париж, 1948.
-
Щепкина-Куперник Т. Отзвуки войны. М., 1915.
-
Щепкина-Куперник Т.Л. Дни моей жизни. М., 2005. URL: http://az.lib.ru/s/shepkinak upernik_t_l/text_0350.shtml (дата обращения: 01.08.2020).