Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (46) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-46-3-102-109
СТИХОТВОРЕНИЕ Н. ГУМИЛЕВА «СТАРИНА»: ЭЛЕГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В СВЕТЕ ГЕРОИКИ
В статье рассматривается поэтика стихотворения Н.С. Гумилева «Старина» (1908) в свете ее жанрово-модальной реализации. Данный текст, включенный поэтом в состав его третьей книги стихов «Жемчуга» (1910), является первым опытом гумилевского осмысления усадебно-дворянского быта рубежа XIX-XX вв. Такой бытийный опыт получает в рецепции Гумилева негативное осмысление. Отрицание усадебного локуса в рассматриваемом тексте связывается со спецификой реализации элегического мировидения, которое осложняется неоднозначностью субъектных отношений на осях «настоящее - прошлое» и «микрокосм - макрокосм». Анализ данного стихотворения, основанный на структурно-семантическом подходе к изучению лирического текста, показывает, что, во-первых, здесь происходит реорганизация элегической поэтики, в результате которой совершается ценностная мена между «я» в настоящем и «они» (семейный род) в прошлом, а во-вторых, элегическое самоопределение лирического «я» в условиях рефлексивного переживания «старины» оказывается нацеленным на обретение идеального будущего. Делается вывод, что поэтика стихотворения Гумилева «Старина», эксплицируя явную элегичность восприятия лирическим субъектом моделируемой действительности, обнаруживает аксиологическое устремление к героическому преодолению/освоению миропорядка. Соответственно, элегические переживания гумилевского субъекта оказываются сопряженными не столько с утратой старорусской усадебной модели жизни, сколько с обретением эмпирического опыта расподобления реальности и идеала. При этом первая очевидно начинает завладевать художественными интенциями поэта, а второй - обретает статус аксиологического поводыря в многомерном универсуме. Такой элегический выход поэтического «я», исповедующего ценности героического порядка, к антиномиям мироздания, не укладывающимся в привычный символистский каркас эфемерного и истинного, становится значимым этапом мифопоэтической реорганизации художественного универсума Гумилева в период создания книги стихов «Жемчуга». Стихотворение «Старина» предстает важным ценностно-смысловым параметром формирования грядущего гумилевского мифа ο России.
Ключевые слова
Н. Гумилев; героика; лирическое «я»; элегия; художественная аксиология; N. Gumilev; heroics; lyrical ''the self''; elegy; artistic axiology
The Poem by N. Gumilev ''The olden days'': Elegiac poetics in the light of heroics
The article considers the poetics of the poem ''The Olden Days'' (1908) by N.S. Gumilev in the light of its genre-modal implementation. This text, included by the poet in the composition of his third book of poems ''The Pearls'' (1910), is the first experience of Gumilev's understanding of the manor and noble life of the turn of the XIX-XX centuries. This experience of being receives a negative interpretation in the reception of Gumilev. The negation of the manor locus in the text is associated with the specifics of the implementation of the elegiac worldview, which is complicated by the ambiguity of subject relations on the axes ''present - past'' and ''microcosm-macrocosm''. The analysis of the poem based on the structural-semantic approach to the study of the lyric, shows that, first, there is the reorganization of the elegiac poetics, which is made of the value exchange between ''the self'' in the present and ''they'' (the family name) in the past, and secondly, self-determination elegiac lyric ''I'' in terms of the reflexive experiences of ''old days'' is aimed at the attainment of an ideal future. It is concluded that poetics of the poem ''The Olden Days'' (1908) by Gumilev, explicating the obvious elegy of the lyric subject's perception of the simulated reality, reveals an axiological aspiration to the heroic overcoming / mastering of the world order. Accordingly, the elegiac experiences of the Gumilev's subject are associated not so much with the loss of the old Russian manor model of life, as with the acquisition of an empirical experience of assimilation of reality and the ideal. At the same time, the first obviously begins to take possession of the poet’s artistic intentions, and the second - acquires the status of an axiological guide in a multidimensional universe. Such an elegiac exit of the poetic ''the self'', professing the values of the heroic order, to the antinomies of the universe, which do not fit into the usual symbolist framework of the ephemeral and true, becomes a significant stage in the mythopoetic reorganization of Gumilev's artistic universe during the creation of the book of poems ''The Pearls''. The poem ''The Olden Days'' appears as an important value-semantic parameter of the formation of the future Gumilev's myth about Russia.
Список литературы
-
Аллен Л. У истоков поэтики Н.С. Гумилева. Французская и западноевропейская поэзия // Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 235-252.
-
Ахматова А.А. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1986.
-
Белый А. Стихотворения и поэмы: в 2 т. Т. 1. СПб., 2006.
-
Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX-XXI вв.: топика, динамика, мифология. М., 2019.
-
Верховский Ю.Н. Путь поэта. О поэзии Н.С. Гумилева // Н.С. Гумилев: pro et contra. СПб., 2000. С. 505-550.
-
Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902-1910). М., 1998.
-
Зобнин Ю.В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н.С. Гумилева) // Н.С. Гумилев: pro et contra. СПб., 2000. С. 5-52.
-
Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003.
-
Клинг О.А. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилев и символизм // Вопросы литературы. М., 1995. № 5. С. 101-125.
-
Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории. М., 2013.
-
Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995.
-
Оцуп Н.А. Николай Гумилев. Жизнь и творчество. СПб., 1995.
-
Пайман А. История русского символизма. М., 2000.
-
Раздьяконова Е.Г. Хронотопические особенности лирики Н. Гумилева сквозь призму конфликта // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Пенза, 2015. № 1 (23). С. 193-199.
-
Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилева. Тверь, 2004.
-
Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М., 2013.
-
Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь, 2002.
-
Черненькова О.Б. Прошлое время в поэзии Н.С. Гумилева // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2003. № 5. С. 140-148.