Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (47) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-47-4-5-11
ЛИЧНОСТЬ А. БЛОКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ М. ПРИШВИНА И В. НАБОКОВА
Статья посвящена анализу восприятия одной из самых ярких фигур Серебряного века Михаилом Пришвиным и Владимиром Набоковым, писателями, которые, на первый взгляд, кажутся весьма далекими друг от друга. Однако их видение «трагического тенора эпохи» (А. Ахматова) обнаруживает знаковые сходства. Пришвин, автор знаменитого Дневника, который он вел на протяжении всей своей жизни, неоднократно обращался к личности Александра Блока, к его жизнетворчеству. С первого знакомства в Петербурге, в христианской секции Религиозно-философского общества, он поразил Пришвина благородством, красотой, «серьезностью своего духовного внимания». Пришвин выделял поэта из окружающей среды. Однако искренность и благородство Блока не смогли скрыть какой-то «червоточины» во внешнем и внутреннем облике поэта. Пришвин обнаруживает в нем двойственность, что было характерно для многих представителей литературы русского Ренессанса. У Блока «два лица», отмечал Пришвин, что свидетельствовало о «люцифер-хлыстовском происхождении» его поэзии. Пришвин с горечью констатирует, что в жизнетворчестве поэта отчетливо проявляется своеобразная и неуклонная линия «на понижение». В силу этого, возможно, Блок все-таки бросился в «чан русской революции», в чан низости и горечи национального бытия, бросился и обломал свои крылья. Набокова роднит с Пришвиным восприятие поэта как принципиально значимой фигуры в русской литературе, чрезвычайно одаренного творца, ставшего жертвой революционного «обмана». Однажды он афористически назвал Блока «тростником поющим», но не «мыслящим». Оба писателя, избежав соблазна «музыки революции», полагают поэму «Двенадцать» знаком падения Блока. Также оба писателя видят фигуру «поэта масок» двойственной и противоречивой, и их собственное отношение к ней характеризует амбивалентность
A. BLOK'S PERSONALITY IN M. PRISHVIN'S AND V. NABOKOV'S ARTISTIC CONSCIOUSNESS
The article analyses Mikhail Prishvin's and Vladimir Nabokov's perception of one of the most prominent figures of the Silver Age. At first glance, the writers seem to be very distant from each other. However, their vision of ''the tragic tenor of the era'' (A. Akhmatova) has significant similarities. Prishvin, the author of the famous Diary, which he kept regularly throughout his life, repeatedly turns to the personality of Alexander Blok, to his life creation. On first acquaintance in St. Petersburg, in the Christian section of the Religious and Philosophical Society, Prishvin was amazed with Block's nobility, beauty, ''the seriousness of his spiritual attention''. Prishvin distinguished the poet from the environment. However, Blok's sincerity and nobility could not hide some kind of ''wormhole'' in the external and internal appearance of the poet. Prishvin reveals his duality. Such duality was typical for many representatives of the Russian Renaissance literature. Blok has ''two faces'', noted Prishvin, which testified to the ''Lucifer-Khlysty origin'' of his poetry. Prishvin notes with bitterness that a peculiar and unswerving line ''to decline'' is clearly manifested in the poet's life creation. Because of this, it is possible that Blok nevertheless threw himself into the ''vat of the Russian revolution'', into the vat of baseness and bitterness of national life, he rushed and broke his wings. Nabokov is related to Prishvin’s perception of the poet as a fundamentally significant figure in Russian literature, an extremely gifted creator who fell victim to the revolutionary ''deception''. Once he aphoristically called Blok a ''singing reed'', but not a ''thinking'' one. Both writers, escaping the temptation of the ''music of the revolution'', consider the poem ''Twelve'' a sign of Blok's fall. Also, the both writers see the figure of the ''poet of masks'' as ambivalent and contradictory, and their own attitude towards him is ambivalent too.
Список литературы
-
Библия. Российское Библейское общество. М., 2003.
-
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
-
Грейсон Дж. Французский связной: Набоков и Альфред де Мюссе. Идеи и опыт перевода (перевод Даниил Александров) // Владимир Набоков: pro et contra. Т. 2. СПб., 2001. С. 387-435.
-
Набоков В. - Алданову М. 20 мая 1942. URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/pisma/letter-1.htm (дата обращения: 13.11.2020).
-
Набоков В.В. Американский период. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. СПб., 2009.
-
Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. СПб., 2009.
-
Набоков В. - Уилсону Э. 7 марта 1943. URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/pisma/nabokov-i-uilson/1943.htm (дата обращения: 13.11.2020).
-
Набоков В.В. Юбилей URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/rasskaz/yubilej.htm (дата обращения: 13.11.2020).
-
Пришвин М. Большевик из «Балаганчика» URL: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/proza/cvet-i-krest/bolshevik-iz-balaganchika.htm (дата обращения: 13.11.2020).
-
Пришвин М. Дневники. 1914-1917. М., 1991.
-
Пришвин М. Дневники. 1918-1919. М., 1994.
-
Пришвин М. Дневники. 1920-1922. М., 1995.
-
Пришвин М. Дневники. 1926-1927. М., 2003.
-
Пришвин М. Дневники. 1928-1929. М., 2004.
-
Пришвин М. Ранний дневник. СПб., 2007.
-
Пришвин М. Собр. соч.: в 8 т. Т. 2. М., 1982.
-
Пришвин М. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. М., 1986.
-
Холодова З.Я. Художественное мышление М.М. Пришвина: Содержание, структура, контекст: дис.. докт. филол. наук. Иваново, 2000.