Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (47) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-47-4-12-20
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ЖАНРОВЫЕ МУТАЦИИ В РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ XIX ВЕКА: ПАРАДОКСЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
В статье парадоксы и закономерности эстетических трансформаций и жанровых мутаций в русской исторической драматургии начала XIX века определяются сменой одних этико-эстетических кодексов другими. Переходность выявляет сложные отношения между детерминизмом эволюционистской и фатализмом циклической парадигм. С одной стороны, нарушается преемственность, создавая принципиальную непредсказуемость будущего развития исторической драмы, с другой - воплощается упорядочивающий это развитие исторический детерминизм, не исключающий случайности и хаотичности. Автор приходит к выводу, что обращение драматургов к ключевым, переломным моментам отечественной истории показывает, что историческое время в драматических текстах интегрирует с мифологическим и архетипическим, но ими не исчерпывается, а обладает своими законами и самостоятельностью. Эстетическая замкнутость национальной исторической драматургии получает свободу в результате разрушения, но вследствие распада ее прежней структуры возникает новый, более высокий уровень жанровой организации драматургической системы. Широкое поле традиционных жанровых возможностей и структурно-семантическая «недостаточность» «классических» жанров ставят создателей русской драмы перед необходимостью отбора и конструирования новых, особых жанровых форм и модификаций, отвечающих творческим задачам. Это приводит к появлению произведений вне жанровой традиции и провоцирует возможность возникновения новых жанровых образцов. Процесс эстетической упорядоченности начинается на уровне самоорганизации драматического текста и находит свое выражение в жанрах, которые представляют собой устойчивый комплекс внутренних функциональных установок, соответствующих этико-эстетическим потребностям времени. При сохранении родовых признаков жанра происходит изменение в содержании и характере жанровой системности, которая начинает приобретать мировоззренческий характер, так как вырабатывает соотносимые между собой принципы жанрового видения окружающего мира. Связи между жанрами становятся пластичнее, что способствует возникновению межродовых и гибридных жанровых форм, жанровой контаминации, полижанризма, «малых» жанров, фрагмента-метафоры, релятивных жанровых образований и др.
AESTHETIC TRANSFORMATIONS AND GENRE MUTATIONS IN RUSSIAN HISTORICAL DRAMA OF THE XIX CENTURY: PARADOXES AND PATTERNS
In the article, the paradoxes and regularities of aesthetic transformations and genre mutations in Russian historical drama of the early XIX century are determined by the change of some ethical and aesthetic codes by others. Transitivity reveals the complex relationship between the determinism of the evolutionist paradigm and the fatalism of the cyclical paradigm. On the one hand, continuity is disrupted, creating a fundamental unpredictability of the future development of the historical drama, on the other - the historical determinism that regulates this development is embodied, which does not exclude unsystematic character and randomness. The author comes to the conclusion that the appeal of playwrights to the key turning points of Russian history shows that historical time in dramatic texts integrates with the mythological and archetypal, but it is not limited to them, but has its own laws and independence. The aesthetic system of national historical drama gets its freedom as a result of destruction. As a result of the collapse of its former organization, a new, higher level of genre organization of the dramatic system appears. The wide range of traditional genre possibilities and the structural and semantic "insufficiency" of "classical" genres make the creators of Russian drama face the need to select and design new, special genre forms and modifications that meet creative tasks. This leads to the appearance of works outside the genre tradition and provokes the possibility of new genre patterns. The process of aesthetic orderliness begins at the level of self-organization of the dramatic text and finds its expression in genres that represent a stable set of internal functional attitudes that correspond to the ethical and aesthetic needs of the time. While preserving the generic characteristics of the genre, there is a change in the content and nature of the genre system, which begins to acquire a worldview character, as it develops correlated principles of genre vision of the world around it. Connections between genres become more plastic, which contributes to the emergence of intergenerational and hybrid genre forms, genre contamination, polizhanrism, "small" genres, fragment-metaphor, relative genre formations, etc.
Список литературы
-
Бердяев Н. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. М., 1918.
-
Бухаркин П.Е. Автор в трагедии классицизма // Автор и текст. СПб., 1996. С. 84-104.
-
Дробницкий О.Г. Моральная философия. М., 2002.
-
Дудина Т.П. Мифологизация истории как фактор литературной динамики начала XIX века: выдуманный героизм или восстановление исторической целостности? // История: Факты и символы. 2(№ 15). Елец, 2018. С. 63-71.
-
Каган М.С. Искусство в системе культуры. Л., 1987.
-
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
-
Лотман Ю., Успенский Б. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Семиотика истории, семиотика культуры. Т. 1. М., 1994. С. 3-37.
-
Лотман Ю.М. Исторические закономерности и структура текста // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 323-373.
-
Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. М., 1993.
-
Смирнов И.П. Олитературенное время. (Гипо)теория литературных жанров. СПб., 2008.
-
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000.
-
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
-
Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 270-282.
-
Философия истории в России. М., 1996.
-
Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979.
-
Хренов Н. Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000. С. 19-59.
-
Шеллинг Ф. Философия искусства. М.,1966.
-
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика Т. 1. М., 1983.
-
Штейнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. Статьи, лекции и драматическая сцена в переводах начала века. М., 1977.
-
Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1977.
-
Campbell Joseph. The Hero with a Thousand Faces. - 1st. - Princeton, NJ: Princeton University Press. (2nd ed. 1968, 3rd ed. 2008). URL: https://www.pdfdrive.net/the-hero-with-a-thousand-faces-e34758660.html (дата обращения: 20.03.2020).
-
Huch R. Blutezeit der Rjmantik. Leipzig, 1899 // Русский романтизм в контексте европейского романтизма. URL: http://window.edu.ru/resource/467/42467/files/zak.pdf (дата обращения: 02.09.2020).