Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (47) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-47-4-21-27
«НАДО УДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ИНТЕЛЛИГЕНТСКОГО СТРЕМЛЕНИЯ ОСОЗНАТЬ ЖИЗНЬ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ САМ ПОЖИЛ: НАДО ПРОСТО ЖИТЬ» (ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛИГЕНТСКОГО СОЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ М. ПРИШВИНА: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД. ХРИСТОС. ФАУСТ)
Мотивы и архетипы, идеологемы художественного мира, мастерство повествования, поэтика прозы М. Пришвина - актуальная историко-литературная проблематика, которой в русле современных исследований русского неореализма, русской литературы первой половины XX столетия посвящена данная работа. Славянский языческий пантеизм и христианство, народное православие и книжная культурная традиция, философемы духа и плоти, глубинные основания русского национального бытия со стороны интеллигенции и людей из народа, переосмысленные на рубеже столетий и еще раз после потрясений 1917 года, были лейтмотивами духовной жизни писателя на протяжении полувека. Пришвин искал типы, ставшие бы воплощением, носителями знания, просвещения, интеллектуальной деятельности. Таковыми для него стали Христос и Фауст. Каждый по-своему, с разных сторон. При этом Пришвин дал контекст функционирования одних и тех же идеологем, культурных ценностей в разных национально-культурных средах: интеллигенции и народа. И на этом пути состоялись авторские находки, художественные открытия, которые он, в силу индивидуальных художественных поисков, приблизил к своим личным «образам-символам»: хлеб единый и книга; живое знание; область пола и эроса; «я, учитель, и, как Христос, могу ходить, учить и не работать». Они появились как результат авторской рецепции историко-литературных и культурных традиций, «охоты» за словом, они воплощены в художественных типах, которые индивидуализированы, самобытны и архетипичны одновременно. Базовые, как нам представляется, установки творчества Пришвина и были охарактеризованы в процессе исследования, выдержанного в методологии мифопоэтической реконструкции текстовых структур и дискурсивных практик. В статье уточнен историко-литературный и культурный контекст авторской позиции в вопросах идеологем неоязычества и христианства; дополнены представления о художественной интерпретации Пришвиным означенных концептов; показана функциональная сторона мифопоэтических мотивов и архетипов в создании образов; даны новые оценки содержания и формы ряда известных произведений.
IT IS NECESSARY TO REFRAIN FROM THE INTELLECTUAL DESIRE TO REALIZE LIFE BEFORE YOU HAVE LIVED: YOU JUST HAVE TO LIVE" (THE PROBLEM OF INTELLECTUAL CONSCIOUSNESS IN THE CREATIVE SEARCH OF M. PRISHVIN: THE INTELLIGENTSIA AND THE PEOPLE. JESUS. FAUST)
Motifs and archetypes, ideologies of the art world, the skill of narrative, the poetics of Prishvin's prose are the actual historical-literary perspective, which this work deals with in line with modern studies of Russian neorealism, Russian literature of the first half of the twentieth century. Slavic pagan pantheism and Christianity, folk Orthodoxy and book cultural tradition, philosophy of the spirit and flesh, the deep foundations of Russian national existence on the part of the intelligentsia and people from the people, reinterpreted at the turn of the century, and again after the upheavals of 1917, were the leitmotives of the writer's spiritual life for half a century. Prishvin was looking for types who would become embodiments, carriers of knowledge, enlightenment, and intellectual activity. Such became the Christ and Faust. Each in its own way, from different sides. At the same time, Prishvin gave a context for the functioning of the same ideologies and cultural values in different national and cultural environments: the intelligentsia and the people. And on this path, the author's findings and artistic discoveries took place, which, due to individual artistic searches, he brought closer to his personal "images-symbols": the one bread and the book; living knowledge; the field of gender and Eros; "I, the teacher, and like Christ, can walk, teach and not work". They appeared as a result of the author's reception of historical, literary and cultural traditions, "hunting" for the word, they are embodied in the artistic types that are individualized, original and archetypal at the same time. The basic, as it seems to us, attitudes of Prishvin's creativity were characterized in the course of research, sustained in the methodology of mythopoetic reconstruction of textual structures and discursive practices. The historical, literary and cultural context of the author's position in the issues of ideologies of neo-paganism and Christianity is clarified; the ideas about Prishvin's artistic interpretation of these concepts are supplemented; the functional side of mythopoetic motives and archetypes in the creation of images is shown; new estimates of the content and form of a number of well-known works are given.
Список литературы
-
Аникушина М.В. О композиции текста современной христианской англоязычной проповеди // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 191-196.
-
Антоний (Сурожский), митрополит. Во имя Отца и сына и святого духа. Проповеди. Клин, 2009.
-
Антоний, архиепископ Черниговский и Нежинский. Слово на Успение Пресвятой Богородицы // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 8. С. 47-48.
-
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). М., 1974.
-
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 249-298.
-
Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М., 1990.
-
Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): автореф. дис. … докт. филол. наук. Волгоград, 2007.
-
Бондарко А.В. Вступительные замечания // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990. С. 59-67.
-
Бурцев В.А. Дискурс русской православной проповеди: способы производства высказываний: дис. … докт. филол. наук. Елец, 2012.
-
Бурцев В.А. Проблема субъективности высказывания в дискурсе на примере повелительных предложений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2017. Вып. 4(14). С. 567-582.
-
Бурцев В.А. Референция говорящего в аспекте построения высказываний и восприятия информации в дискурсе русской православной проповеди: монография. Елец, 2019.
-
Владимир (Иким), митрополит. Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной. М., 2009.
-
Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь. М., 2005.
-
Гуськова Ю.В. Имманентный и контекстуальный подходы к литературному произведению (к истории вопроса) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Вып. № 1-2. 2013. С. 67-73.
-
Игумен Роман (Загребнев). Учусь проповедовать. Книга третья. Проповеди, наставления, духовная поэзия. Псков, 2007.
-
Ильенко С.Г. Текстовая реализация и текстообразующая функция синтаксических единиц // Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц. Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1988. С. 7-22.
-
Ицкович Т.В. О композиционно-тематическом развертывании церковной проповеди // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 41. С. 163-175.
-
Ицкович Т.В. Православная проповедь как тип текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007.
-
Кирилл (Павлов), архимандрит. Время Покаяния. Проповеди. М., 2000.
-
Крылова О.А., Савин Г.А. Коммуникативная стратегия автора православной проповеди в современном церковно-славянском дискурсе // Филологические науки. 2008. № 6. С. 53-59.
-
Кузьмина К.А. Структурные и языковые особенности проповеди как речевого жанра: дис.. канд. филол. наук. СПб., 2006.
-
Николай, митрополит. Слова и речи: т. II-IV. Т. 2. Слова и речи (1947-1950 гг.). М., 1950.
-
Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., 1900.
-
Розанова Н.Н. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003. С. 341-363.
-
Савин Г.А. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009.
-
Феодосий (Бильченко). Гомилетика. Теория церковной проповеди: автореф. дис. … магистра богословия. М., 2004.