Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (48) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-48-1-13-19
ОБРАЗ БАНИ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕРОЯ
В статье рассматривается художественная функциональность образа бани на примере произведений отечественной литературы разных эпох. В ходе изучения вопроса актуализируется традиционное для многих культур представление о бане как особом пространстве, способствующем внутренней трансформации человека. При этом акцентируется внимание на способности многих героев переносить сильный пар, что является важным маркером их субъективности. Уделяется внимание многообразию ситуаций перехода из одного состояния в другое, при которых литературный персонаж, совершая омовение, раскрывает имплицитные черты своей личности. Уже в древнерусской литературе архетипная природа образа раскрывается в «Повести временных лет» и «Повести о благоверных Петре и Февронии Муромских». В пушкинском творчестве баня будет лакмусом инфернальности героев. Так, в «Евгении Онегине» романтизация образа Татьяны Лариной лежит через мотив сна, связанный с народно-языческим ритуалом гадания в бане. Поэтому данный образ становится отправной точкой кульминации сюжета, что наделяет его важной композиционной ролью. В романе же «Капитанская дочка» баня изображается как пространство карнавала, ведущего к реализации мифологемности Пугачева. Во время парения Пугачев проходит игровую инициацию, выдавая тайные телесные знаки за отличительные «царские» атрибуты. Доказывается, что в автобиографической повести Ф.М. Достоевского «Записки из мертвого дома» сцена посещения героем острожной бани играет важную роль в раскрытии характера Исая Бумштейна. Погружаясь в «ад» парной, в нечеловеческий жар, заключенный еврейского происхождения осуществляет акт «национальной» инициации, становится «своим» среди каторжан. Также в статье анализируется рассказ «Алеша Бесконвойный» В.М. Шукшина, в котором образ бани показан пространством, дающим главному герою возможность в игровой форме прийти к внутреннему духовно-психологическому росту. Алеше удается ощутить оторванный от реальности мир, наделяющий его силой. Делается вывод о значимости телесного опыта, ведущего героя к иной духовной ипостаси.
THE IMAGE OF THE BATHHOUSE AS A SPACE OF THE TRANSFORMATION OF THE HERO
The article examines the artistic functionality of the bath image on the basis of Russian literature works of different eras. During the issue examination many cultures' traditional idea of the bath as a special space contributing to the internal transformation of a person is maintained. At the same time attention is focused on the ability of many heroes to undergo a strong steam, and this is an important aspect of their subjectivity. The attention is paid to the variety of situations of transition from one state to another in which a literary character reveals the implicit features of his personality during the ablution. In the time of Old Russian literature the archetypal nature of the image is revealed in "The Tale of Bygone Years" and "The Tale of the Blessed Peter and Fevronia of Murom". In Pushkin's works the bath is a litmus of the heroes' infernality. Thus the romanticization of Tatyana Larina's image in "Eugene Onegin" lies through the dream motif associated with the pagan ritual of divination in the bath. Therefore this image becomes the starting point of the plot’s culmination which gives it an important compositional role. In the novel “The Captain's Daughter" the bath is represented as the space of the carnival leading to the realization of Pugachev's mythologemes. Taking a steam bath Pugachev undergoes a game initiation disguising secret bodily signs as distinctive "royal" attributes. It is proved that in "The Notes from the Dead House", the autobiographical story of F.M. Dostoevsky, the scene of the hero's visit to the prison bath plays an important role in revealing Isai Boomstein's character. Plunging into the "hell" of the steam room, into the inhuman heat a prisoner of Jewish origin carries out an act of "national" initiation and becomes "one of our own" among the convicts. The article also analyzes "The Alyosha Beskonvoiny" story by V.M. Shukshin in which the image of the bath is shown as a space giving the opportunity to the protagonist to come to inner spiritual and psychological growth in a playful way. Alyosha manages to feel that divorced from reality world that gives him strength. The conclusion is made about the importance of bodily experience leading the hero to a different spiritual hypostasis.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
-
Бобров А.Г. «Баня в древнерусской литературе» // РГПУ им. А. Герцена, Петербургский институт иудаики. IX международная летняя школа по русской литературе. Статьи и материалы. Целодубово Ленинградской области. 2013. С. 14-28.
-
Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. М., 1983.
-
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 2003.
-
Есаулов И.А. «Алеша Бесконвойный Василия Шукшина и конвоируемая Россия» // Проблемы исторической поэтики. 2015. № 3. С. 662-672.
-
Кошелев В.А. «Евангельский «календарь» пушкинского «Онегина» (к проблеме внутренней хронологии романа в стихах) // Проблемы исторической поэтики. 1991. № 3. С. 131-150.
-
Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; «Евгений Онегин»: комментарий. СПб., 1995.
-
Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записки конца XX - начала XXI в.: в 2 т. СПб., 2020.
-
Марусова И.В. Проблемы поэтики романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Смоленск, 2007.
-
Повесть временных лет. СПб., 1996
-
Повесть о Петре и Февронии Муромских. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/sochineniya-ermolaya-erazma/sochineniya-ermolaya-erazma-original.htm (дата обращения: 05.02.2021).
-
Пушкин А.С. Евгений Онегин // А.С. Пушкин. Избран. соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1980.
-
Пушкин А.С. Капитанская дочка // А.С. Пушкин. Избран. соч.: в 2 т. М., 1980. Т. 2
-
Романова А.Н. О художественном единстве образа Татьяны Лариной // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 1 (21). С. 67-71.
-
Скуридина С.А., Хрупин А.В. «Записки из мертвого дома» Ф.М. Достоевского: ο специфике названия // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (лингвистика и межкультурная коммуникация). 2017. № 2 (25). С. 47-51.