Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (48) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-48-1-26-32
МНЕМОНИЧЕСКИЙ МОТИВ В «АЛЬБОМНОЙ ЛИРИКЕ» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Е.А. БАРАТЫНСКОГО)
В статье анализируются два стихотворения «В альбом» Е.А. Баратынского, входящие в состав так называемой альбомной лирики поэта, с целью выявления мнемонического (памятного) мотива и его функциональных свойств. Многогранность в образно-стилевом аспекте творчества поэта сказывается и на жанровом составе его произведений. Как оказывается, каждое из исследуемых стихотворений представляет собой синтез жанров, связанных между собой тематикой памяти и элементом ее репрезентации - мнемоническим мотивом. В самом общем виде мнемонический мотив - это минимальная единица текста, многократно повторяющаяся в контексте определенной тематической ее реализации. Его повторяемость, тематическое постоянство формирует с точки зрения автора и читателя - двух участников процесса литературной коммуникации - узнаваемость. Узнаваемость мнемонического мотива в произведениях единой типологии, как в случае со стихотворением «В альбом», может говорить как о некоторой структурно-композиционной стабильности его проявления в произведении, что, однако, не является обязательным свойством, так и о его роли как жанрового мотива. Действительно, функциональные свойства мнемонического мотива в данных произведениях лежат внутри жанровых отношений, из которых они состоят. В ходе анализа стихотворения «В альбом» (1829) выявлено, что мнемонический мотив служит синтезу двух вставочных жанровых образований (вставочного эпизода элегии и жанровой вставки мадригала) внутри единого целого альбомной надписи. В стихотворении «В альбом» (1819), исследуя жанровую структуру, автор приходит к выводу о том, что мнемонический мотив в первом своем проявлении обладает свойством жанровой акцентуации мадригала с проспективной установкой «на память». Во второй репрезентации мнемонический мотив функционирует в роли идентификатора идиллии с ретроспективной реминисценцией, что обнаруживает ее близость со стихотворным «воспоминанием», а также способствует жанровому синтезу идиллии и элегии на фоне их тематического контраста.
MEMONIC MOTIVE IN THE "ALBUM LYRICS" OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF E.A. BARATYNSKY)
The article analyzes two poems ''Into the Album'' by Ye.A. Baratynsky, which are part of the so-called album lyrics of the poet, in order to identify the mnemonic (memorable) motive and its functional properties. The versatility in the figurative and stylistic aspect of the poet's work also affects the genre composition of his works. As it turns out, each of the studied poems is a synthesis of genres related to each other by the theme of memory and an element of its representation - a mnemonic motive. In its most general form, a mnemonic motive is a minimal unit of a text that is repeated many times in the context of a certain thematic implementation. Its repetition, thematic constancy forms, from the point of view of the author and the reader - two participants in the process of literary communication - recognition. Recognition of the mnemonic motive in works of a single typology, as in the case of the poem "Into the Album", can speak of both a certain structural and compositional stability of its manifestation in a work, which, however, is not an obligatory property, and its role as a genre motive. Indeed, the functional properties of the mnemonic motive in these works lie within the genre relations of which they are composed. In the course of the analysis of the poem "Into the Album" (1829), it was revealed that the mnemonic motif serves as a synthesis of two intercalary genre formations (an intercalary episode of an elegy and a genre insertion of a madrigal) within a single whole album inscription. In the poem "Into the Album" (1819), exploring the genre structure, the author comes to the conclusion that the mnemonic motif in its first manifestation has the property of genre accentuation of the madrigal with a prospective mindset. In the second representation, the mnemonic motive functions as an identifier of the idyll with retrospective reminiscence, which reveals its closeness to the poetic "memory", and also contributes to the genre synthesis of idyll and elegy against the background of their thematic contrast.
Список литературы
-
Баратынский Е.А. Стихотворения. Воронеж, 1977.
-
Бухаркина М.В. Поэтика русского мадригала XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2008.
-
Волкова Е.В. Концепции мотива в современном литературоведении // Преподаватель XXI век. 2008. № 1. С. 89-94.
-
Гармаш Л.В. Теория мотива в литературоведении // Наукові записки ХНПУ ім. Г.С. Сковороди. Сер.: Літературознавство. 2014. Вип. 1(2). С. 10-23.
-
Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М., 1993.
-
Гаспаров М.Л. Три типа романтической элегии (индивидуальный стиль в жанровом стиле) // Контекст - 1988. Литературно-теоретические исследования. М., 1989. С. 39-63.
-
Гинзбург Л.Я. О лирике // Гинзбург Л.Я. Записки блокадного человека. Воспоминания. М., 2014. С. 133-578.
-
Ермоленко С.И. Границы жанра и жанровый синтез в лирике // Вестник Новгородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4(2). С. 49-53.
-
Иванюк Б.П. Стихотворение М. Генделева «Доктор Лето»: заметки на обоих полях // Филоlogos. 2017. № 1(32). С. 29-38.
-
Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
-
Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: поэтологический аспект: автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 2013.
-
Лункевич Д.О. Альбомный стих как малая поэтическая форма // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 4. № 5. 2014. pp. 457-458.
-
Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». М., 1998.
-
Силантьев И.В. Лирический мотив в стихотворном и прозаическом тексте (статья первая) // Сибирский филологический журнал. 2009. № 2. С. 39-56.
-
Соровегина М.Н. Влияние «легкой поэзии» на развитие альбомной лирики (на материале русской поэзии первой трети XIX века) // Научный поиск. 2012. № 2 (4). С. 70-72.
-
Теория литературных жанров: учеб. пособие / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2011.
-
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / под ред. Н.В. Брагинской. М., 1997.
-
Черкесова К.И. Механизмы сохранения знания в европейской культуре: дис. … канд. филос. наук. Белгород, 2020.