Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (48) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-48-1-55-60
БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В КОНЦЕПТОСФЕРЕ РУССКОЙ СКАЗКИ
В статье предпринимается попытка выявления и анализа основных бинарных оппозиций, существующих в русских народных сказках. Обращается внимание на концептуальные оппозиции, основанные на противопоставлении концептов: успех / удача - неудача, работа (труд) - лень, богатство - бедность, печаль / тоска - веселье, любовь - ненависть. Анализ проводится на материале «Народных русских сказок», собранных А.Н. Афанасьевым, с помощью описательного метода, а также методов концептуального и контекстуального анализа, интерпретации текста. Выявлено, что данные бинарные оппозиции разворачиваются в сказках в тесной связи друг с другом, а в целом они передают особенности картины мира русского народа. Бинарные оппозиции успех / удача - неудача и тоска - веселье служат для передачи движения сюжета сказки от неудач к успеху, от печали к веселью. Герой сказки стремится преодолеть неудачи и печаль, которые характерны для него в начале сказки, с помощью смекалки, целеустремленности, храбрости, в некоторых случаях - обмана. В русских сказках негативно окрашен концепт богатства, а герои, обладающие богатством в начале сказки, являются отрицательными, не соответствуют нравственным постулатам и системе ценностей народа. Однако положительные герои, преодолевая в ходе сказки неудачи и приближаясь к веселью, попутно, как правило, обретают и богатство. Герои сказок редко бывают окружены любовью, чаще их движение от неудачи к успеху - это также и путь преодоления нелюбви и равнодушия, путь обретения счастья вопреки этой нелюбви. Несомненно, такое решение основных бинарных концептуальных оппозиций русских сказок связано с особенностями жизни русского народа в период их создания. Сказки отражают нелегкие условия жизни простого человека, необходимость для обычного человека самостоятельно искать свое место в жизни, бороться с нуждою, преодолевать преграды. Анализ бинарных концептуальных оппозиций русской сказки позволяет постигнуть когнитивный код, формирующий картину мира русского человека.
BINARY OPPOSITIONS IN THE CONCEPTOSPHERE OF THE RUSSIAN FAIRY TALE
The article attempts to identify and analyze the main binary oppositions that exist in Russian folk tales. Attention is drawn to the conceptual oppositions based on the opposition of concepts: success / luck - failure, work (labor) - laziness, wealth - poverty, sadness / longing - fun, love - hate. The analysis is carried out on the material of "Russian folk tales" collected by A.N. Afanasyev, using descriptive method, methods of conceptual and contextual analysis, interpretation of text. It was revealed that these binary oppositions unfold in fairy tales in close connection with each other, and in general they convey the peculiarities of the picture of the world of the Russian people. Binary oppositions success / luck - failure and longing - fun serve to convey the movement of the plot of the tale from failure to success, from sadness to fun. The hero of the fairy tale seeks to overcome the setbacks and sadness that are characteristic of him at the beginning of the tale, with the help of ingenuity, determination, courage, and in some cases deception. In Russian fairy tales, the concept of wealth is negatively colored, and the heroes who have wealth at the beginning of the tale are negative, do not correspond to the moral postulates and the system of values of the people. However, positive heroes, overcoming failures in the course of a fairy tale and approaching fun, along the way, as a rule, acquire wealth. The heroes of fairy tales are rarely surrounded by love, more often their movement from failure to success is also a way to overcome dislike and indifference, a way to find happiness in spite of this dislike. Undoubtedly, such a solution to the main binary conceptual oppositions of Russian fairy tales is associated with the peculiarities of the life of the Russian people during the period of their creation. Fairy tales reflect the difficult living conditions of an ordinary person, the need for an ordinary person to independently seek their place in life, to fight against want, to overcome obstacles. The analysis of binary conceptual oppositions of the Russian fairy tale allows one to comprehend the cognitive code that forms the picture of the world of the Russian person.
Список литературы
-
Алещенко Е.И. Отражение фольклорного концепта «труд» в языке русской и болгарской народной сказки // Грани познания. 2013. № 1(21). С. 89-93.
-
Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В.П. Нерознака. M., 1997.
-
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Вып. I-II. М., 1863. URL: https://yadi.sk/i/2qNPVFM4skCJY (дата обращения: 01.12.2020).
-
Домрачева С. Репрезентация бинарной оппозиции «добро - зло» в ирландских и русских народных сказках // Студенческая наука и XXI век. 2013. № 10. С. 250-254.
-
Зубкова Е.В. Симметрия и асимметрия как механизмы самоорганизации концептуальной оппозиции: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2011.
-
Кошкарова Н.Н., Александрова Ю.А. Лингвокогнитивная и культурологическая специфика оппозиции «ум - глупость» (на материале русских и английских народных сказок) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4(193). С. 138-141.
-
Крылова М.Н. Концепт «север» в образной системе современного русского сравнения // Сибирский филологический журнал. 2013. № 4. С. 215-220.
-
Ляхович А.В. Оппозиция «мусульманин - язычник» в сказках хауса (Нигерия) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 2003. № 4. С. 120-123.
-
Моспанова Н.Ю. Концептуальная оппозиция «Добро - Зло» в фольклорной языковой картине мира: на материале русских народных сказок: автореф. дис. … канд. филол. наук. Брянск, 2005.
-
Наседкина О.О. Мировоззренческие наставления сказки: философская рефлексия // Гилея: научный вестник. 2015. № 98. С. 278-282.
-
Нестерова Т.Г. Стилистические средства выражения концепта «богатство» в английской и русской сказках // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11 (186). С. 147-152.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
-
Цюпко Е.В. Тема водного мира как пример бинарной оппозиции вода - земля на примере уэльской народной сказки «Дева озера Ллин и Фан Фах» // Вопросы филологии и переводоведения: направления и тенденции современных исследований: сб. научн. ст. по мат. XVI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 59-64.
-
Черноусова И.П. Специфика концепта печаль в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5-1(5). С. 123-125.
-
Шаколо А.В. Оппозиция «свой - чужой» и ее реализация посредством концептов «дом» и «лес» в дискурсе русских волшебных сказок // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 113-125.
-
Ши Я. Реализация концепта «удача / неудача» в русских паремиях // Университетский научный журнал. 2016. № 21. С. 189-193.