Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (48) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-48-1-68-73
ТИШИНА В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЕСТИ С. ЮЗЕЕВА «СКВОЗНЯК ТИШИНЫ»
В современных научных исследованиях рассматриваются различные проблемы, так или иначе связанные с выражением тишины, молчания, безмолвия в таких искусствах, как живопись, музыка, кинематограф, литература. В произведениях современного татарского писателя, журналиста и режиссера Салавата Юзеева (роман «Не перебивай мертвых», повесть «Сквозняк тишины», рассказ «О тех, кого нет») образ тишины имеет обширную семантику и воплощается в разнообразных формах: это может быть тишина в природе, когда герою становятся доступными голоса иных миров, зловещая тишина, предвещающая катастрофу, сознательная стратегия поведения человека, которому открываются внутренние причины происходящего. В статье анализируется в выбранном аспекте повесть Салавата Юзеева «Сквозняк тишины», в которой этот образ становится для героев и самого автора одним из способов познания истины. Причем этот процесс показан как непрерывный, хотя и не всем доступный, он разворачивается как в рамках «современного» сюжета, так и в легендарно-исторической перспективе, мотивированной наличием «текста в тексте». Образ тишины в повести представляется амбивалентным: он связан со светлыми началами жизни (поиск истины, творчество писателя, народные предания о величественном прошлом, память) и противоречивым, опасным миром реальности (забвение нравственных ценностей, искажение времени, связь с миром мертвых). Однако в заглавие выносится именно Сквозняк Тишины, образ, который, как можно предположить, более адекватно передает состояние современного мира и человека. Поэма Тишины остается фантазией писателя, недостижимым, практически утраченным идеалом. То, что в плоскости мифа или фантазии писателя выглядит величественно, в современной действительности - трагично и невостребованно. Понятие и образ тишины исследуются в статье как на уровне макропоэтики (композиционная структура, текст в тексте), так и на уровне микропоэтики (лейтмотивная структура) повести Юзеева, рассматривается влияние восточного повествовательного дискурса (восточной обрамленной повести) на стилистику и образность произведения.
SILENCE IN THE FIGURATIVE SYSTEM OF S. YUZEEV'S STORY "DRAFT OF SILENCE"
In contemporary scientific research, various problems are considered, one way or another related to the expression of silence, quiet, hush in such arts as painting, music, cinema, literature. In the works of the contemporary Tatar writer, journalist and filmmaker Salavat Yuzeev (the novel "Don't interrupt the dead", the story "Draft of Silence", the story "About those who are not there") the image of silence has extensive semantics and is embodied in various forms: it can be silence in nature, when the voice of other worlds becomes available to the hero, an ominous silence, foreshadowing a catastrophe, a conscious strategy of human behavior, to whom the internal causes of what is happening are revealed. The article analyzes in the selected aspect the story by Salavat Yuzeev "Draft of Silence", in which this image becomes one of the ways of knowing the truth for the heroes and the author himself. Moreover, this process is shown as continuous, although not accessible to everyone, it unfolds both within the framework of the “contemporary” plot, and in the legendary historical perspective, motivated by the presence of “text in the text”. The image of silence in the story seems ambivalent: it is associated with the bright principles of life (the search for truth, the writer's work, folk legends about the majestic past, memory) and the contradictory, dangerous world of reality (oblivion of moral values, distortion of time, connection with the world of the dead). However, it is the "Draft of Silence" that is included in the title, an image that, as can be assumed, more adequately conveys the state of the modern world and man. The poem of Silence remains a writer's fantasy, an unattainable, almost lost ideal. What looks majestic in the plane of myth or the writer's fantasy, in modern reality is tragic and unclaimed. The concept and image of silence are explored in the article both at the level of macropoetics (compositional structure ''text in text'') and at the level of micropoetics (leitmotiv structure) of Yuzeev's story, the influence of oriental narrative discourse (oriental framed story) on the stylistics and imagery of the work is examined.
Список литературы
-
Арутюнова Н.Д. Молчание: контексты употребления // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994. С. 106-117.
-
Барсукова Т.В. Морфологическое исследование феномена тишины // Вопросы. Гипотезы. Ответы: наука XXI века. Краснодар, 2015. С. 20-41.
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
-
Зайнуллина Г. Салават Юзеев: «Люди творческих профессий обречены на "болтанку"». URL: http: // www.rt-online.ru/p-rubr-kult-3610/. (дата обращения: 31.03.2019).
-
Иоанесян Е.Р. Семантика молчания и тишины // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2020. № 1(12). С. 164-186.
-
Лотман Ю. Текст в тексте // Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
-
Миннегулов Х. Татарская литература и восточная классика: Вопросы взаимосвязей и поэтики. Казань, 1993.
-
Некрасова И.М. «Параллели» звука: шум и тишина в художественном пространстве ХХ века // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. 2016. С.187-193.
-
Цивьян Т.В. Звуковой пейзаж и его словесное изображение // Музыка и незвучащее. М., 2000. С.74 -91.
-
Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. М., 2006.
-
Юзеев С.И. Сквозняк тишины: Повесть и рассказы. Казань, 2005.