Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (48) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-48-1-74-80
«МАШИНЫ КАК Я» ИЭНА МАКЬЮЭНА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Рассматривается роман Иэна Макьюэна «Машины как я» в контексте философии трансгуманизма, которая предполагает изменение человека из биопсихосоциального в киберпсихосоциального. В основе романа тема создания и использования искусственного интеллекта. В рамках данной статьи прослеживается насколько размышления Макьюэна вписываются в концепцию трансгуманизма, выявляется в чем отличие романа Макьюэна от предшествующей литературной традиции в характере конфликта и в плане развития идей потребительского общества, анализируется, как складываются взаимоотношения робота и человека. Макьюэн оставляет проблему взаимоотношения творца и его создания, представленную в художественной литературе XIX - XX вв.: роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли (1818), роман «Остров доктора Моро» Г. Уэллса (1896) и др. В этих произведениях показано нарушение баланса между «человекоподобием» и «искусственностью». Макьюэн демонстрирует эту проблему в новом ключе через отношение пользователя и изобретения, описывая более сложные моральные трудности. Проблематика романа переплетена с проблемами потребительского общества и утилитаризмом, с потребительским отношением к окружающей действительности и Другому. Центральный конфликт романа заключается в конфронтации главных героев: Чарли и человекоподобного робота Адама. Конфликт происходит прежде всего в личной сфере: Чарли хочет, чтобы Адам служил его интересам и пытается использовать все его «полезные функции», Адам же сопротивляется этому, позиционируя себя как отдельную и независимую личность, не давая возможности Чарли себя объективизировать. Стремясь к независимости от Чарли, Адам «бунтует» разными способами по мере развития сюжета. Сравнивая главных героев, Макьюэн задумывается о том, является ли машинное сознание вымыслом. Автор ставит вопросы об искусственном интеллекте, потреблении, любви, гениальности и дружбе.
MACHINES LIKE ME'' BY IAN MCEWAN IN THE CONTEXT OF TRANSHUMANIST DISCOURSE
Ian McEwan's novel ''Machines like me'' is considered in the context of the transhumanist philosophy, which involves changing a person from a biopsychosocial to a cyberpsychosocial. The novel is based on the theme of creating and using artificial intelligence. This article examines how McEwan's thoughts fit into the concept of transhumanism, reveals the difference between McEwan's novel and the previous literary tradition in the nature of conflict and in terms of the development of consumer society ideas, and analyzes how the relationship between a robot and a human is formed. McEwan leaves the problem of the relationship between the Creator and his creation, presented in the fiction of the XIX-XX centuries, which was depicted in Mary Shelley's novel ''Frankenstein, or, the Modern Prometheus» (1818), the novel ''The Island of Doctor Moreau'' by H.G. Wells (1896) and others. These works show a violation of the balance between ''humanoid'' and ''artificial''. McEwan demonstrates this problem in a new way through user attitudes and inventions, describing more complex moral difficulties. The problems of the novel are intertwined with the problems of consumer society and utilitarianism, with the consumer attitude to the surrounding reality and other things. The central conflict of the novel is the confrontation between the main characters: Charlie and the humanoid robot Adam. The conflict occurs primarily in the personal sphere: Charlie wants Adam to serve his interests and tries to use all his ''useful functions'', while Adam resists this, positioning himself as a separate and independent person, not allowing Charlie to objectify himself. Striving for independence from Charlie Adam ''rebels" in various ways with the development of the plot. Comparing the main characters, McEwan wonders whether machine consciousness is fiction. The author raises questions about artificial intelligence, consumption, love, genius, and friendship.
Список литературы
-
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. URL: http://knigosite.org/library/read/56152 (дата обращения: 10.12.20).
-
Иванченко М.А. Постгуманизм как антигуманизм: основные перспективы // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. Т. 14. № 4(194), 2019. С. 16-24.
-
Макьюэн И. Машины как я. М., 2019.
-
Парнов Е. Фантастика в век НТР. М., 1974.
-
Попова А.В., Киселевская Л.Е. Концепция постчеловека - новый дискурс XXI века // История и современность. № 3. Сентябрь, 2018. С. 51-65
-
Российское Трансгуманистическое Движение. URL: http://www.transhumanism-russia.ru (дата обращения: 10.12.20).
-
Тьюринг А. Может ли машина мыслить? Государственное издательство физико-математической литературы. М., 1960.
-
Франкфуртская школа философии https://studme.org/36658/filosofiya/frankfurtskaya_shkola_filosofii (дата обращения: 10.12.20).
-
Хаминова А.А. Эволюция культурного интерфейса роботов в художественной литературе // Гуманитарная информатика, 2013. Вып. 7. С. 50-55.
-
Чапек К. РУР. URL: http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/rur.txt (дата обращения: 10.12.20).
-
Simon Baron-Cohen. Theorizing on the mind in autism. URL: https://www.spectrumnews.org/news/profiles/simon-baron-cohen-theorizing-on-the-mind-in-autism/ (дата обращения: 10.12.20).
-
Hughes J. Human vs. Posthuman. Hastings Center Report. Sept. Oct, 2007.
-
Minsky M. The Emotion Machine. URL: https://royallib.com/read/Minsky_Marvin/The_Emotion_Machine.html#0 (дата обращения: 10.12.20).