Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (48) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-48-1-95-101
ТЕМА ВОСТОКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И. БУНИНА И М. ГОРЬКОГО
В статье на примере темы Востока рассматривается многолетний творческий диалог И.А. Бунина и М. Горького. Сходство их произведений основано на большом интересе к творчеству друг друга, который подкреплялся интенсивным личным общением. Обратившись к образу Тамерлана, Бунин и Горький отразили апокалиптические предчувствия будущей катастрофы, характерные для их современников. В рассказах «Крик», «Темир-Аксак-Хан», стихотворениях «На пути из Назарета», «Уголь», «В Орде», написанных Буниным, и в «Самаркандских» легендах Горького и его сказке о матери и Тимуре из «Сказок об Италии» настойчиво звучат темы войны и неисчислимых человеческих жертв. Сюжетная линия родителя, потерявшего ребенка, в рассказе Бунина «Крик» (1911) была развита и преобразована Горьким в «Сказках об Италии» (сказка IX ο матери и Тимуре, 1911). В ней Горький создал выразительный образ тирана, акцентируя внимание на жестокости Тамерлана. Обращает на себя внимание контраст образов несчастного отца у Бунина и несчастной матери у Горького. Маленький турок в рассказе Бунина выглядит жалко и смешно, а образ «матери» у Горького приобретает черты античного божества, он мифологизирован. В своей сказке Горький не просто описывает историю женщины, потерявшей сына - он слагает торжественный гимн Матери. Бунин не согласился с г орьковским образом «сверхженщины» и в поэме «На пути из Назарета» (1912) создал образ Богоматери, лишенный символики и гипербол. Богородичный культ Бунина противостоит горьковской мифологеме «Мать». Кроткая и смиренная Мария является антиподом волевой и мужественной матери-рыбачки. В «Самаркандской» легенде Горького о споре Тимура с Богом (1914) Бог обещает наказать Тимура пресыщением, но Тимур умер, так и не поняв, что означает пресыщение. В рассказе «Темир-Аксак-Хан» (1921) Бунин довел этот мотив до логического конца, разработав тему пресыщения и духовной смерти тирана, намеченную Горьким в легенде о Тамерлане. Подобный творческий диалог дополняет наше представление о взаимоотношениях Бунина и Горького и показывет, что, несмотря на разницу идейных и эстетических принципов, их объединяли гуманистические идеалы, ненависть к войне и тирании.
THEME OF THE EAST IN THE CREATIVE CONSCIOUSNESS OF I. BUNIN AND M. GORKY
The article examines the long-term creative dialogue of I.A. Bunin and M. Gorky on the example of the theme of the East. The similarity of works by Bunin and Gorky is based on a great interest in each other's work, which was supported by intense personal communication. Turning to the image of Tamerlane, Bunin and Gorky reflected the apocalyptic premonitions of a future catastrophe, typical for their contemporaries. In the stories "Scream", "Temir-Aksak-Khan", the poems "On the Way from Nazareth", "Coal", "In the Horde", written by Bunin, and in Gorky's ''Samarkand'' legends and his tale about mother and Timur from "Tales of Italy" the themes of war and countless civilian lives are persistently sounded. The storyline of a parent who lost child in Bunin's story "Scream" (1911) was developed and transformed by Gorky in "Tales of Italy" (fairy tale IX about his mother and Timur, 1911. In the fairy tale Gorky created the bright and expressive image of the tyrant, focusing on the cruelty of Tamerlane. The contrast between the images of unfortunate father in Bunin's story and unfortunate mother in Gorky's fairy tale attracts attention. Little Turk in Bunin's story looks miserable and funny, and Gorky's image of the "mother" acquires the features of an ancient deity, it is mythologized. In his tale, Gorky does not just describe the story of a woman who has lost her son - he composes the solemn anthem of the Mother. Bunin did not agree with the Gorky's image of the "super-woman" and created the image of Our Lady in the poem "On the Way from Nazareth" (1912), avoiding symbolism and hyperbole. The Virgin cult by Bunin confronts the Gorky's mythology "Mother". Meek and humble Maria is an antipode of a strong-willed and courageous mother-fisherwoman. In Gorky's "Samarkand" legend about the dispute between Tamerlane and God (1914), God promises to punish Tamerlane by saturation, but he died without realizing what does it mean. In the story "Temir-Aksak-Khan" (1921), Bunin brought this motive to a logical end, developing the theme of satiation of power and spiritual death of the tyrant, outlined by Gorky in the legend of Tamerlane. That creative dialogue complements the history of the relationship between Bunin and Gorky and shows that, despite the difference in ideological and aesthetic platforms, they committed to the humanistic ideals, manifested hatred for war and tyranny.
Список литературы
-
Бунин И.А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1987.
-
Вамбери А. История Бохары или Трансокеании с древнейших времен до настоящего. СПб., 1873.
-
Горький М.О персидском вопросе. Архив А.М. Горького, Москва (ПСГ-3-31-1).
-
Горький А.М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М., 1997-2019.
-
Горький А.М. Полн. собр. соч. Худ. произведения: в 25 т. М., 1968-1976.
-
Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.
-
Нинов А.А. Бунин и Горький. 1899-1918 // Литературное наследство. Т. 84. Иван Бунин. Кн. 2. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького / ред. А.Н. Дубовиков и С.А. Макашин при участии Т.Г. Динесман. М., 1973. С. 7-65.
-
Пиксанов Н.К. Горький и национальные литературы. М., 1946.
-
Ревякина И.А. И. Бунин и М. Горький. Диалоги во времени // Иван Бунин и общество любителей российской словесности. М., 2007. C. 163-181.
-
Русакова М.В., Кенджаева М.А. Образ Тамерлана в «Сказках об Италии» и «Самаркандских» легендах М. Горького // Студент года 2019. Сборник статей VIII Международного научно-исследовательского конкурса 2019. Пенза, 2019. С. 171-175.
-
Спиридонова Л.А. Творчество Горького в контексте Серебряного века: проблема жанра // Максим Горький в культуре XX-XXI вв. Горьковские чтения-2020 (9-10 октября). Материалы ХХХIX Международной научной конференции. Н. Новгород, 2020. С. 9-14.
-
Ульрих Л. Горький и Узбекистан. Ташкент, 1968.
-
Чуковский К. Современники. М., 1967.