Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (49) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-49-2-5-10
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПТА «КАМЕНЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ДНЕВНИКАХ М.М. ПРИШВИНА
Проблема метафорической интерпретации концептов в языке и мышлении на сегодняшний день является одной из актуальных. Особое внимание уделяется образной репрезентации не только отвлеченных концептов, отражающих общечеловеческие и этнически маркированные ценности культуры («любовь», «душа», «память» [2; 3; 5]), но и культурологически значимых материальных объектов (соматизмы, еда, одежда [4; 11]). В данной статье рассматриваются языковые особенности метафорической реализации концепта «камень» в текстах М.М. Пришвина с целью выражения конкретно-чувственных, экспрессивных и эмоционально-оценочных представлений ο различных объектах в языковой картине мира писателя. В работе не проводится жесткого разделения между понятиями «концепт» и «образ». Художественный концепт представляет собой комплекс эмоций и чувств, которые возникают у писателя на основе ассоциации. Источником анализируемого материала послужили дневники и произведения 1905-1954 гг., где методом сплошной выборки с помощью программы AntConc были выделены языковые единицы, в структуру которых входят лексема камень, ее производные, а также наименования горных пород и различных форм существования камня в природе. Цель работы - описание метафоризации различных качеств и свойств камня, которые образно характеризуют объекты окружающей действительности и внутреннего мира человека в дневниковых записях и произведениях Пришвина; анализ лексико-фразеологического поля со значением камня. Предметом рассмотрения в данной статье выступают особенности метафорической репрезентации концепта «камень» в образной системе языковой картины мира писателя. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что Пришвин использует свойства и качества камня для описания нематериальных (психологического состояния, нравственных качеств, мыслительной деятельности) и материальных (твердых, утративших мягкость и неподвижных предметов) объектов, которые свидетельствуют об активном метафорическом функционировании концепта «камень» в его творческом наследии.
ARTISTIC FUNCTIONALITY OF THE "STONE" CONCEPT IN THE WORKS AND DIARIES OF M.М. PRISHVIN
The problem of metaphorical interpretation of concepts in language and thinking is one of the most urgent today. Special attention is paid to the figurative representation of not only abstract concepts reflecting universal and ethnically marked cultural values ("love", "soul", "memory"), but also culturally significant material objects (somatisms, food, clothing). This article examines the linguistic features of the metaphorical implementation of the concept "stone" in the texts of M.M. Prishvin, with the aim of expressing concrete-sensual, expressive and emotional-evaluative ideas about various objects in the writer's linguistic picture of the world. The work does not make a strict division between the concepts of "concept" and "image". An artistic concept is a complex of the writer’s emotions and feelings based on an association. The source of the analyzed material was the diaries and works of 1905-1954, where by the method of continuous sampling using the AntConc program, linguistic units were identified, the structure of which includes the lexeme stone, its derivatives, as well as the names of rocks and various forms of stone existence in nature. The purpose of the work is to describe the metaphorization of various qualities and properties of stone for the figurative characteristics of objects of the surrounding reality and the inner world of a person in the diary entries and works of Prishvin; the lexico-phraseological field, represented by words and expressions with the meaning of a stone, is characterized. The subject of this article is the features of the metaphorical representation of the concept "stone" in the figurative system of the writer's linguistic picture of the world. The results obtained allow us to conclude that Prishvin uses the properties and qualities of a stone to describe intangible (psychological state, moral qualities, mental activity) and material (solid, soft and motionless objects) objects, which indicate an active metaphorical the functioning of the concept "stone" in its creative heritage.
Список литературы
-
Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.
-
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
-
Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. М., 2007.
-
Красных В.В. Словарь и грамматика лингвокультуры. Основы психолингвокультурологии. М., 2016.
-
Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова «память» // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991. С. 85-91.
-
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.
-
Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М.2005. ФСР.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1994. ТСРЯ.
-
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
-
Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., 2008. ФСРЛЯ.
-
Электронная библиотека М.М. Пришвина URL: http://www.elsu.ru/prishvin.html (дата обращения: 25.02.2021).
-
Юрина Е.А., Балдова А.В. Пищевая метафора в процессах концептуализации, категоризации и вербализации представлений о мире // Вестник Томского гос. ун-та. Томск, 2017. № 48. C. 98-115.