Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (49) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-49-2-34-40
Интертекстуальный диалог с творчеством писателей викторианской и довикторианской эпохи в романе Чарльза Паллисера «Изгнание»
Цель статьи - выявить, каким образом интертекстуальный диалог с творчеством писателей викторианской и довикторианской эпохи способствует раскрытию идейно-художественного своеобразия романа «Изгнание» Чарльза Паллисера. Для решения задач исследования были применены культурно-исторический и сравнительный методы литературоведческого анализа. Хотя Паллисер является одним из самых известных в мире современных писателей-неовикторианцев, число исследований, посвященных его творчеству, особенно в отечественной науке, пока невелико, что определяет актуальность и новизну данной статьи. Сделаны выводы, что интертекстуальный диалог с романами Дж. Остен («Эмма»), Р.Л. Стивенсона («Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»), Т.де Куинси («Исповеди англичанина, любителя опиума»), Ч. Диккенса («Тайна Эдвина Друда», «Дэвид Копперфильд», «Оливер Твист»), А. Конан-Дойля («Собака Баскервиллей»), сенсационными романами («Армадейл» У. Коллинза, «Секрет леди Одли» М.Э. Брэддон) позволяет современному писателю, последовательно нарушающему все табу в изображении порока довикторианской и викторианской литературы, представить ревизионистский, во многом, шокирующе натуралистичный взгляд на викторианство, особенно на проявления в нем гендерного и социального неравенства; показать своих героев и героинь жертвами, а не победителями в ситуации борьбы с социальными и имущественными условностями классового и гендерного устройства английского общества XIX века. Выявлено, что в ткани романа «Изгнание» готичность хронотопа, присутствие мотивов преступления, семейной тайны, мести и цитирование элементов сенсационного романа (загадка наследования, тема майората), детективной линии переплетается с цитированием прозаичных «остеновских» мизансцен из жизни провинциального дворянства. Использование приема «ненадежного рассказчика» позволяет автору играть с читательскими установками, связанными с викторианским и довикторианским романом. Паллисер предлагает более жесткий и безрадостный, чем писатели XIX века, взгляд на реальность, не оставляя читателю надежды на торжество в рамках своего произведения справедливости и счастливый финал.
Intertextual dialogue with the workS of writers of the Victorian and pre-Victorian era in the novel ''Rustification'' by Charles Palliser
The purpose of the article is to identify how the intertextual dialogue with the work of Victorian and pre-Victorian writers contributes to the disclosure of the ideological and artistic originality of the novel ''Rustification'' by Charles Palliser. To solve the problems of the study, cultural-historical and comparative methods of literary analysis were used. Although Palliser is one of the most famous neo-Victorian writers in the world, the number of studies dealing with his work, especially in domestic science, is still small, which determines the relevance and novelty of this article. It is concluded that the intertextual dialogue with the novels of J. Austen (''Emma''), R.L. Stevenson (''Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hide''), T. de Quincey (''Confessions of an English Opium-eater''), Ch. Dickens (''The Mystery of Edwin Drood'', ''David Copperfield'', ''Oliver Twist''), A. Conan Doyle ("The Hound of the Baskervilles"), sensational novels (''Armadale'' by W. Collins, ''Lady Audley's Secret'' by M.E. Braddon) allows the contemporary writer, who consistently breaks all taboos in the depiction of the vice of pre-Victorian and Victorian literature, to present a revisionist, in many ways, shockingly naturalistic view of Victorianism, especially on the manifestations of gender and social inequality in it; to show his heroes and heroines as victims, not winners, in a situation of struggle with the social and property conventions of the class and gender structure of English society of the XIX century. It is revealed that in the novel ''Rustification'', the Gothic chronotope, the presence of motives for crime, family secrets, revenge, and quoting elements of a sensational novel (the mystery of inheritance, the theme of the entail), the detective line is intertwined with quoting prosaic Austen’s mise en scene from the life of the provincial nobility. The use of the ''unreliable narrator'' technique allows the author to play with the reader's stereotypes associated with the Victorian and pre-Victorian novel. Palliser offers a more rigid and bleak view of reality than the writers of the XIX century, leaving the reader with no hope for the triumph of justice and a happy ending within the framework of his work.
Список литературы
-
Каманкина М.В. Ретроспективное творчество: о феномене неовикторианской литературы // Художественная культура. 2016. № 1(17).
-
Кохан О.Н. История изучения неовикторианского романа в современном литературоведении // Инновационная наука. 2016. № 12(4). С. 155-157.
-
Остен Дж. Гордость и предубеждение / пер с англ. И.С. Маршака. СПб., 2018.
-
Паллисер Ч. Изгнание / пер с англ. Ю.К. Рыбакова. М., 2015.
-
Скороходько Ю.С. Неовикторианский роман как форма интертекстуального диалога с викторианством в английской литературе // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2015. № 2(10). С. 59-68.
-
Созинова К.А. Система наследования поместий в Англии на рубеже XVIII-XIX в. // Право и личность: история, теория и практика: сб. научн. трудов. 2016. С. 125-131.
-
Boyce Ch, Rousselot E. The Other Dickens: Neo-Victorian Appropriation and Adaptation. Neo-Victorian Studies. 5:2 (2012). pp. 1-11.
-
Broad R. Water and the Fallen Woman in Literature and Art. Royal Holloway University of London. 2010. URL: https://academia.edu/1505231/Water_and_Fallen_Woman_in_Victorian_Literature_and_Art (дата обращения: 02.04.2021)
-
Comitini P. The Strange Case of Addiction in Robert Louis Stevenson’s «Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hide» // Victorian Review. 2012. Vol. 38. № 1. pp. 113-131.
-
Constantini M. When Deviance Becomes a Norm: Neo-Sensational Excess, Pastiche and Textual Manipulation in Charles Palliser’s Rustification // RSV. Rivisita di Studi Vittoriani, special issue Neo-Victorian Deviance. July 2015. pp. 51-68.
-
Cox J. Introduction: The Victorian Sensational Novel: Afterlives and Legacies // Neo-Victorianism and Sensational Fiction. London, Palgrave MacMillan, 2019. pp. 1-37.
-
Ilunina A.A. Theoretical Aspects of Problem of Intertexuality in Modern Literary Studies // Advances in Social Science, Education and Humanities research: Proceedings of the International Conference «Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences» (TPHD) on December 26, 2018. Atlantis Press, 2019. pp. 162-167.
-
Martínez -Alfaro, M.J. Parasites, Plagiarists and 'Fictual' Stories in Charles Palliser's 'A Nice Touch' and 'The Catch' // Brno Studies in English, Vol. 46. № 2. 2020. pp. 211-229.
-
Monk L. Murder She Wrote: The Mystery of Jane Austen's Emma // The Journal of Narrative Technique. 1990. Vol. 20. № 3. pp. 342-353.
-
Nead L. Myths of sexuality: Representations of Women in Victorian Britain. Oxford: Basil Blackwell Publ., 1988.
-
Russell-Brown S. Mothers and Molls: Re-imagining the Dickensian Maternal in Charles Palliser's The Quincunx // Neo-Victorian Studies. 2012. 5(2). pp. 129-151.
-
Shiller D. The redemptive past in the neo-Victorian novel / D. Shiller // Studies in the novel. 1997. Vol. 29. № 4. рр. 538-560.