Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (49) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-49-2-41-46
СЦЕНИЧНОСТЬ ПРОЗЫ БУНИНА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «ГЕНРИХ»)
В статье исследуется проблема сценичности прозы Бунина на примере рассказа «Генрих». Анализ произведения позволяет утверждать, что сценичность, несмотря на отсутствие в творческом арсенале писателя пьес, является существенной особенностью его художественного мышления. Талант драматурга, органично сочетающийся в его произведениях с даром эпика и лирика, выразительно проявлен в художественной структуре рассказа «Генрих», чья поэтическая сфера трехмерна. Эпическое, лирическое, драматическое измерения определяют особенность его «гибридной» формы. Поэтика сценического искусства проявляет себя в своеобразном отношении рассказчика к повествуемому, напоминающем позицию драматурга относительно демонстрируемых им сцен: авторский текст ассоциируется с развернутой лирической ремаркой к сцене. Подобно режиссеру, Бунин выстраивает пространственно-временную структуру рассказа. По законам сценического произведения подается обстановка, наружность персонажей - яркая, зрелищная, пластично выразительная. В рассказе в явной или скрытой форме присутствуют и функционируют некоторые жанровые формы драмы как рода литературы, как, например, водевиль и мистерия. Помимо этого, сценичность проявляет себя в виртуозно разработанной технике монтажа, главного конструктивного принципа рассказа. Его монтажная композиция активизирует архитектонику внутренних связей между событиями, судьбами, ситуациями, «уярчает» энергию, «игру» авторской мысли, способствует мотивной организации рассказа. Тончайшее, монтажное письмо превращает слова, детали, ситуации, картины в разветвленную сеть мотивных комбинаций, через неожиданные сочетания, «сцепления» которых проступает бунинское понимание вечного, константного - Эроса, Любви, Жизни, Смерти.
STAGINESS OF BUNIN'S PROSE (ON THE MATERIAL OF THE STORY "GENRIKH")
The article investigates the problem of staginess in Bunin's prose on the example of the story "Genrikh". The analysis of the story makes it possible to assert that despite the absence of plays among the creative works of the writer, staginess is an essential peculiarity of his artistic thinking. Talent of a dramatist, which is organically combined with the gift of an epic and lyric poet in his works, expressively reveals itself in the artistic structure of the story "Genrikh", which has a three-dimensional poetic sphere. Epic, lyrical, dramatic dimensions determine the peculiarity of its "hybrid" form. Poetics of stage art shows itself in a peculiar attitude of a narrator to the story, it is similar to the position of a dramatist in relation to the scenes demonstrated by him. The author's text is associated with the detailed lyrical stage direction to a scene. Like a producer, Bunin arranges the spatial and temporal structure of the story. According to the laws of stage work the situation, appearance of characters are given - they are bright, spectacular, flowingly expressive. Some genre forms of the drama as a kind of literature, such as a comic sketch, a mystery, are present and function in the story in an open or hidden form. Besides, staginess manifests itself in the masterly-elaborated technique of arrangement, which is the main constructive principle of the story. Its arrangement composition stirs up the architectonics of inner relations between events, fates, situations, makes "brighter" the energy, the "play" of author's thought, assists the motif organization of the story. The most delicately arranged writing turns words, details, situations, pictures, that seem to have little significance, into a ramified net of motif combinations, through unexpected compositions, "chains" of which Bunin's understanding of the eternal, constant - of Eros, Love, Life, Death - Is appearing.
Список литературы
-
Бахрах А.В. Бунин в халате. По памяти, по записям. М., 2006.
-
Бунин И.А. Письма 1885-1904 годов. М., 2003.
-
Бунин И.А. Собр. соч.: в 6 т. М., 1988. Т. 5. С. 359-370.
-
Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 2000. Т. 2: И-О.
-
Дризен Н.В. Мистерия в Обераммергау // Столица и усадьба. 1916. № 56. С. 13-14.
-
Кузнецова Г.Н. Из Грасского дневника // Литературное наследство. Иван Бунин. Кн. 2. М., 1973.
-
Мальцев Ю. Бунин. 1870-1953. Франфурт-на-Майне - М., 1994.
-
Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. 1870-1906. Беседы с памятью. М., 1989.
-
Мышалова Д. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи» // Грани. 1994. № 171. С. 124-130.
-
10. Рампа и жизнь. 1912. № 44.
-
Устами Буниных: дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и др. архивные материалы / под ред. Милиции Грин: в 2 т. М., 2005. Т. 2.
-
Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978.
-
Эпштейн М.Н., Тульчинский Г.Л. Философия тела. Тело свободы. СПб., 2006.