Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (49) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-49-2-47-53
ТРАНСФОРМАЦИИ ХОРРОРА В «МРАКЕ ТВОИХ ГЛАЗ» ИЛЬИ МАСОДОВА
Статья посвящена роману и трансформации приемов хоррора в романе И. Масодова «Мрак твоих глаз». Изучение мотивов и магистральных образов произведения показывает, что автор обращается к популярным клише ужасов (вампирам, оборотням, ожившим мертвецам), кроме того, наделяет их дополнительными чертами, не свойственными персонажам хорроров. Вампиризм, оборотничество (образы партизан-волколаков), восстание из мертвых для Масодова служат вспомогательными для сюжета мотивами, питье крови можно рассматривать как концепт, за которым стоит идея преодоления смерти. Писатель внедряет в текст мифологемы советской эпохи, которые проходят снижение и десакрализацию: таким образом, Чапаев становится апокалиптическим речным монстром на мертвом коне, партизаны в лесу трансформируются в почти утративших человеческий облик оборотней, ведущих нескончаемую борьбу против всего мира, а символика (например, комсомольский значок, пионерский галстук) наделяется ритуальными функциями. Масодов воспроизводит архетипы советской эпохи, такие как архетип врага, мудрого отца (которым в романе является Ленин), матери (воплощенной в образах Родины и Москвы). Писатель вступает в интертекстуальный диалог с предшественниками, в частности, с А. Платоновым, что выражается как на уровне языка произведения, так и в мотивном уподоблении - образ котлована у Масодова может быть прочитан как метафора могилы, также повествование включает мотив воскрешения мертвых, очень важный для поэтики Платонова. Страшное в литературе редко обходится без фольклорных сюжетов и образов, у Масодова обнаруживаются переклички со структурой сказки, потому что в основе сюжета романа лежит история инициации героя и устранения изначальной недостачи, которые являются функциями сказки, описанными В.Я. Проппом. Подводя итог, можно сказать, что, обращаясь к образности жанра хоррор, Масодов осмысляет «ужасы» русской истории и современности, подходящим языком для описания которой становится язык этого жанра.
HORROR TRANSFORMATION IN THE ''MRAK TVOICH GLAZ'' BY ILYA MASODOV
The article deals with the transformation of horror techniques in the novel by I. Masodov "Mrak tvoich glaz". The study of the motives and main images of the work shows that the author turns to popular horror clichés (vampires, werewolves, the undead), in addition, endows them with additional features that are not common of horror characters. Vampirism, shapeshifting (images of partisans-wolkolaks), rising from the dead for Masodov serve as auxiliary motives for the plot, drinking blood can be considered as a concept behind which is the idea of overcoming death. The writer introduces into the text the mythologemes of the Soviet era, which undergo a decline and desacralization: thus, Chapaev becomes an apocalyptic river monster on a dead horse, partisans in the forest are transformed into werewolves who have almost lost their human appearance, leading an endless struggle against the whole world, and symbols (for example, Komsomol badge, pioneer tie) is endowed with ritual functions. Masodov reproduces the archetypes of the Soviet era, such as the archetype of the enemy, the wise father (who is Lenin in the novel), the mother (embodied in the images of the Motherland and Moscow). The writer enters into an intertextual dialogue with his predecessors, in particular, with A. Platonov, which is expressed both at the level of the language of the work and in the motivational assimilation - the image of the pit in Masodov can be read as a metaphor of the grave, and the narrative also includes the motive of the resurrection of the dead, very important for the poetics of Platonov. The terrible in literature rarely dispenses with folklore plots and images; in Masodov's works, we find some echoes with the structure of the tale, because the plot of the novel is based on the story of the initiation of the hero and the elimination of the initial lack, which are the functions of the tale described by V.Ya. Propp. Summing up, we can say that, referring to the imagery of the horror genre, Masodov comprehends the "horrors" of Russian history and modernity, the language of this genre becomes a suitable language for describing it.
Список литературы
-
Гюнтер Х. Архетипы советской культуры. // Соцреалистический канон. СПб., 2000. С. 743-784.
-
Дябкин И.А. Фольклорный образ героев Гражданской войны как источник литературной мифологизации (на материале дальневосточного фольклора 20-30-х гг. XX в.) // Лосевские чтения, 2011. С. 189-200.
-
Марьина О.В., Сухотерина Т.П. Жанровые черты страшилок и ужастиков для детей, созданных на рубеже ХХ-ХХI веков // Культура и текст, № 4, т. 31, 2017. С. 190-203.
-
Маслинская С. Новые чудовищные места: пионерский лагерь в современной детской литературе // Топографии популярной культуры. М., 2015. С. 165-180.
-
Масодов И. Мрак твоих глаз. М., 2004.
-
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
-
Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 1969.
-
Сергиенко И.А. «Страшные» жанры современной детской литературы // Детские чтения. № 1, т. 1. М., 2012. С. 131-147.
-
Хромых Е.А. Специфические особенности современной прозы (на материале журнальных публикаций 90-х гг. ХХ. в.). // Дальний Восток: наука, образование. XXI век, 2003. С. 364-373.
-
Чанцев А. Посмертная жизнь Владимира Ленина // Неприкосновенный запас, № 4. М., 2010. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2010/4/posmertnaya-zhizn-vladimira-lenina.html (дата обращения: 02.04.2021).