Журнал «Филоlogos»
Выпуск №2 (49) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-49-2-89-94
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
В статье предпринята попытка рассмотреть неклассическую композицию повествования в широком контексте культуры. Основная цель - показать степень распространенности нелинейного нарратива как универсального художественного способа организации художественного материала в общеэстетическом контексте. Этому способствует типологическое сходство литературного, живописного, кинематографического и музыкального текстов, объяснимое, прежде всего, универсальным характером восприятия и воспроизведения действительности человеческим сознанием, а также осознание проблематичности исчерпывающего описания системы литературного текста вне выхода за ее пределы, убеждение, руководствующееся общими принципами системного подхода, о необходимости рассмотрения ее в качестве элемента некой метасистемы более высокого порядка.
NON-CLASSICAL NARRATIVE COMPOSITION IN A GENERAL AESTHETIC CONTEXT
The article attempts to consider the non-classical composition of the narrative in the broad context of culture. The main aim is to show the degree of prevalence of non-linear narrative as a universal artistic way of organizing artistic material in a general aesthetic context. This is facilitated by the typological similarity of literary, pictorial, cinematic and musical texts, which is explained, first of all, by the universal nature of the perception and reproduction of reality by the human consciousness, as well as by the awareness of the problemativeness of an exhaustive description of the system of literary text beyond its limits, the belief, guided by the general principles of the systematic approach, that it is necessary to consider it as an element of a certain meta-system of a higher order.
Список литературы
-
Барт Р. S/Z. / пер. с фр.; под ред. Г.К. Косикова. М., 2001.
-
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 234-407.
-
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
-
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986. С. 80-160.
-
Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 1991.
-
Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения // Лихачев Д.С. Ο филологии / предисл. Л.А. Дмитриева. М., 1989. С. 79-106.
-
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн, 1973.
-
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
-
Ляхтенмяки М. Истина и правда в философской концепции М.М. Бахтина // Бахтинский сборник. Вып. 5. М., 2004. С. 411-418.
-
Махлин В.Л. Диалог как способ нового мышления // Человек в зеркале культуре и образования. М., 1988. С. 82-91.
-
Можнягун С.Е. О Модернизме. Этюд первый. Истина и антиистина в эстетике модернизма. М., 1970.
-
Общая риторика / пер. с фр. Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.; общ. ред. и вступ. ст. А.К. Авеличева. М., 1986.
-
Ромм М.И. Драматургия кино и вопросы композиции сценария и фильма. М., 1957.
-
Холквист М. Авторство как диалог: Архитектоника ответственности // Бахтинский сборник. Вып. 5. М., 2004. С. 156-185.
-
Эйзенштейн С.М. Вопросы композиции // Эйзенштейн С. Избранные статьи. М., 1956. С. 153-204.
-
Эйзенштейн С.М. Монтаж. М., 1998.
-
Эйзенштейн С.М. Избр. произведения: в 6 т. Т. 3. М.,1956.
-
Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988.