Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (50) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-50-3-13-20
«ПАМЯТНИК» К.К. СЛУЧЕВСКОГО КАК СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЖАНР МНЕМОНИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
В статье исследуется стихотворение «Памятник» К.К. Случевского. Неоднородность его жанрового состава определяется рубежным «нахождением» стихотворения. С одной стороны, оно тяготеет к известным лирическим прецедентам, составляющим традицию жанра, на что указывает, в частности, заголовок и тематическая интенция памяти, а с другой же - рецепция его осложняется «предмодернистской» поэтикой, для которой характерными чертами являются: возврат к субъектному неосинкретизму (неоархаизму), тяжеловесность и прозаизация стиля, жанровый синтез и т.д. Жанровая неопределенность «Памятника» также усиливается принадлежностью его циклу стихотворений под названием «На разные случаи и смесь». Актуальность исследования определяется необходимостью выявления неоднозначного жанрового статуса стихотворения. Оказывается, что традиционный жанр стихотворного «памятника» модифицируется под влиянием философско-эстетических установок времени, историко-литературной парадигмы эпохи, а также жанрологических процессов, обусловленных синтезом, сообразующихся с переходным типом мироотношения. Изучение воздействия на «Памятник» экстернальных (внешних) условий жанрообразования - жанровой традиции, жанрообразовательных процессов, композиционно-тематической канвы цикла, в состав которого он входит, а также интернальных (внутренних) - структурно-композиционной организации, субъектно-образной конституции, стилистических и других особенностей произведения позволяет выявить его жанровый состав. На основе анализа, производящегося в направлении нескольких аспектов, (функциональный, структурно-композиционный, субъектно-образный и коммуникативно-прагматический), выясняется, что стихотворение включает, помимо собственной мнемонической доминанты, поминальные жанры (мартиролог), функциональное сходство со стихотворением «Памяти…», экфрастический жанровый стиль и проч. Делается вывод о том, что комплексный подход к исследованию жанровой природы произведения дает возможность на глубоком уровне увидеть не только уникальную жанровую конституцию исследуемого стихотворного текста, но и позволяет обнаружить интертекстуальные связи с другими художественными творениями предыдущей эпохи.
MONUMENT" BY K.K. SLUCHEVSKY AS A SYNTHETIC GENRE OF MNEMONIC POETRY: AN INTEGRATED APPROACH TO THE STUDY
The article examines the poem "Monument" by K.K. Sluchevsky. The heterogeneity of its genre composition is determined by the milestone "finding" of the poem. On the one hand, it tends to the well-known lyrical precedents that make up the tradition of the genre, which is indicated, in particular, by the title and thematic intention of memory, and on the other hand, its reception is complicated by "pre-modern" poetics, for which the characteristic features are: a return to subjective neosyncretism( neo-Archaism), heaviness and prosaization of style, genre synthesis, etc. The genre uncertainty of the "Monument" is also enhanced by the fact that it belongs to a cycle of poems called "For different occasions and a mixture". The relevance of the research is determined by the need to identify the ambiguous genre status of the poem. It turns out that the traditional genre of the poetic "monument" is modified under the influence of the philosophical and aesthetic attitudes of the time, the historical and literary paradigm of the era, as well as the genre processes caused by synthesis, consistent with the transitional type of world attitude. The study of the impact on the "Monument" of external (external) conditions of genre formation - genre tradition, genre-forming processes, the compositional and thematic canvas of the cycle in which it is included, as well as internal (internal) - structural and compositional organization, subject-figurative constitution, stylistic and other features of the work allows us to identify its genre composition. Based on the analysis carried out in the direction of several aspects (functional, structural-compositional, subject-figurative and communicative-pragmatic), it turns out that the poem includes, in addition to its own mnemonic dominant, memorial genres (martyrology), functional similarity with the poem "Memory...", ecphrastic genre style, etc. It is concluded that an integrated approach to the study of the genre nature of the work makes it possible to see at a deep level not only the unique genre constitution of the studied poetic text, but also allows you to discover intertextual connections with other artistic creations of the previous era.
Список литературы
-
Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 3-14.
-
Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003. С. 7-68.
-
Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М., 1997.
-
Вацуро В.Э. С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
-
Головко В.М. Герменевтика литературного жанра: учеб. пособие. М., 2015.
-
Граудина Л.К. Поэт диссонансов и контрастов // Русская речь. 2014. № 2. С. 11-18.
-
Дмитриев Е.В. Фактор адресации в русской поэзии XVIII - начала XX вв.: автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 2003.
-
Жиляков С.В. Поэтика стихотворения А.А. Фета «На смерть А.В. Дружинина 19 января 1864 года»: жанровые атрибуты // Вестник Костромского государственного университета. 2021. № 2. С. 110-116.
-
Иванюк Б.П. Жанровая репрезентация времени в мировой поэзии (опыт системного описания) // Антропология времени: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. / под ред. Т.Е. Автухович. Гродно, 2017. С. 95-104.
-
Иванюк Б.П. Подражание стихотворное: словарный формат // Филоlogos. 2021. № 1. С. 33-41.
-
Мадигожина Н.В. Поэтика К.К. Случевского (проблемы полифонизма и прозаизации лирики): автореф. дис. … канд. филол наук. Томск, 1991.
-
Мадигожина Н.В. Стенание как призвание. Поэтическая декларация К.К. Случевского // Русская речь. 2018. № 2. С. 3-9.
-
Мирошникова О.В. Стихотворение и цикл в архитектонике лирической книги // Филология и человек. 2011. № 3. С. 108-116.
-
Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987.
-
Первыя 15 лет существования С.-Петербургскаго Славянскаго благотворительнаго общества (бывший Петербургский отдел Славянскаго благотворительнаго комитета в Москве) по протоколам общих собраний его членов, состоявшимся в 1868-1883 гг. СПб., 1883.
-
Случевский К.К. Стихотворения и поэмы // вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Е.А. Тахо-Годи. СПб., 2004.
-
Смородинская Т. Константин Случевский. Несвоевременный поэт. СПб., 2008.
-
Тахо-Годи Е.А. К.К. Ключевский и пушкинская традиция: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1994.
-
Титаренко С.Д. Предсимволизм и русская классическая поэзия XIX в.: проблема интертекстуальности // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 456. С. 50-59.
-
Тюпа В.И. Перформативные основания лирики // XLII Международная филологическая конференция: сб. трудов. СПб., 2014. С. 306-314.
-
Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.