Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (50) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-50-3-49-55
ИРОНИЯ, ИГРА, ФРАГМЕНТАРНОСТЬ И ДИСКРЕТНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОГО КИБЕРПАНКА
В статье проанализировано функциональное назначение иронии и игры, фрагментарности и дискретности повествования в произведениях русского киберпанка. Как вид комического ирония служит выражению авторской позиции в отношении тех или иных обсуждаемых в обществе проблем, критике культурно-духовной деградации современника, демонстрации негативных последствий научно-технического прогресса. Радикальная ирония как художественный прием, характерный для данного жанра, с одной стороны, сталкивает различные идеи и взгляды на события, с другой - ломает стереотипы и разрушает каноны. В статье прослеживаются различные формы иронии. Отмечается, что ирония часто обыгрывает текст, образ, слово. Используются в киберпанке и другие фигуры постмодернистской поэтики - фрагментарность и дискретность повествования. Они способствуют расширению пространственно-временных координат художественной реальности, созданию единого текстового пространства, сочетанию рационального и иррационального (фантастического), демонстрации мирового хаоса, различных точек зрения и множественных смыслов. Автором статьи выявлены различные фигуры фрагментарности и дискретности. Были рассмотрены контаминация разнородных текстов, как авторских, так и цитируемых.
IRONY, PLAY, FRAGMENTATION AND DISCRETENESS OF THE NARRATIVE IN THE WORKS OF RUSSIAN CYBERPANK
The article analyzes the functional purpose of irony and play, fragmentation and discreteness of the narrative in the works of Russian cyberpunk. As a kind of comic irony serves to express the author's position in relation to certain problems discussed in society, to criticize the cultural and spiritual degradation of a contemporary, to demonstrate the negative consequences of scientific and technological progress. Radical irony as an artistic device which is characteristic of a given genre, on the one hand, confronts various ideas and views on events, on the other hand, it breaks stereotypes and destroys canons. The article traces various forms of irony. It is noted that irony often plays on text, image, word. Other figures of postmodern poetics are also used in cyberpunk - fragmentation and discreteness of the narrative. They contribute to the expansion of the spatio-temporal coordinates of artistic reality, the creation of a single text space, the combination of the rational and the irrational (fantastic), the demonstration of world chaos, different points of view and multiple meanings. The author of the article has identified various figures of fragmentation and discreteness. The contamination of heterogeneous texts, both the author's and the quoted ones, was considered.
Список литературы
-
Алехин Л. Падшие ангелы Мультиверсума. М., 2003.
-
Васильев В.Н. Горячий старт. М., 2003.
-
Зорич А. Сезон оружия. М., 2001.
-
Ирония в ситуации постмодерна. URL: http://www.urgi.info/urgiinfofiles/sites/pigulevsky-ironiya/04_paragraf_4-2.htm (дата обращения: 01.12.19).
-
Коваленко А.Г. Литература и постмодернизм: учеб. пособие. М., 2004.
-
Поэтика постмодернизма в произведениях братьев Стругацких. URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-i-perspektivy-razvitiya-gumanitarnykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-10-russkaya-literatura-spetsialnost-10-01-01/poetika-postmodernizma-v-proizvedeniyakh-bratev-strugatskikh/ (дата обращения: 01.12.19).
-
Тюрин А.В. Каменный век. URL: www.fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-stoneage.shtml (дата обращения: 01.12.18).
-
Фролов А.Е. Мытарь. Новосибирск, 2001.
-
Царенко Т.П. Бессистемная отладка. Реабилитация. М., 2015.
-
Эмдин А. Отпуск. М., 2018.