Журнал «Филоlogos»
Выпуск №3 (50) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-50-3-81-91
ЛУНАРНАЯ «ЖЕНСТВЕННОСТЬ» В «ОРИЕНТАЛЬНОМ» ПРОСТРАНСТВЕ: СТИХОТВОРЕНИЕ Н. ГУМИЛЕВА «КОНСТАНТИНОПОЛЬ»
В статье рассматривается поэтика стихотворения Н.С. Гумилева «Константинополь» (1911) в аспекте репрезентации «вечной женственности» в пространственно-аксиологической данности турецкого Востока. Данный текст, вошедший в состав четвертой книги стихов поэта «Чужое небо» (1912), оказывается интересен тем, что в нем эксплицируются механизмы преобразования символистской поэтики в акмеистическую модель мира и предлагается «ориентальная» версия построения окказионального мифа о сущности женского «я». Предлагаемый структурно-семиотический и мифопоэтический анализ стихотворения свидетельствует об определенных семантических сдвигах в гумилевской практике художественной верификации женского начала, помещаемого в контекст «чужих» (восточных) геокультурных реалий. Делается вывод, что в поэтике «Константинополя», во-первых, в полной мере реализуются константные параметры гумилевского мифотворчества, сопряженные с абсолютизацией женского начала, а во-вторых, наблюдается своеобразная «акмеизация» сущности «вечной женственности» в инокультурных реалиях Востока. «Ориентальное» пространство Константинополя-Стамбула предстает местом проявления лунного измерения универсума. «Луна» как знак потусторонности атрибутирует женское «я» героини стихотворения и наделяет ее микрокосм сакральным статусом: в женщине персонифицируется глубинная «тайна» миропорядка. Лирически репрезентируемая история красавицы-турчанки, изменившей мужу и обреченной на казнь в водах Босфора, оказывается не просто поэтизированным раскрытием нравов восточной культуры, но, прежде всего, «ориентальной» версией явления в земном мире «вечной женственности» с ее иррациональностью и противопоставленностью мужскому «я». Лунарная природа женского начала в стихотворении, с одной стороны, мыслится источником любовных страстей и преступания семейно-нравственных границ, установленных в восточном обществе, а с другой - определяет фатальную «загадочность» женщины и ее причастность мортальной области бытия. В стихотворении «Константинополь», ценностно осваивая мир под «чужим небом», поэтическое «я» Н. Гумилева сопрягает его с универсальными представлениями о роковой дихотомии мужского и женского аспектов миропорядка.
Lunar ''Femininity'' in the ''Oriental'' Space: The Poem ''Constantinople'' by N. Gumilev
The article considers the poetics of the poem ''Constantinople'' (1911) by N.S. Gumilev in the aspect of the representation of ''eternal femininity'' in the spatial-axiological reality of the Turkish East. This text, which was included in the poet's fourth book of poems ''Alien Sky'' (1912), is interesting because it explicates the mechanisms of transformation of symbolist poetics into an acmeistic model of the world and offers an ''oriental'' version of the construction of an occasional myth about the essence of the female ''the self''. The proposed structural-semiotic and mythopoetic analysis of the poem indicates certain semantic shifts in N. Gumilev's practice of artistic verification of the feminine principle, placed in the context of ''alien'' (Eastern) geocultural realities. It is concluded that in the poetics of ''Constantinople'', firstly, the constant parameters of N. Gumilev's myth-creation, coupled with the absolutization of the feminine principle, are fully realized, and secondly, there is a kind of ''acmeization'' of the essence of ''eternal femininity'' in the foreign cultural realities of the East. The ''oriental'' space of Constantinople-Istanbul appears as a place of manifestation of the lunar dimension of the universe. ''The moon'' as a sign of otherworldliness attributes the female ''the self'' of the heroine of the poem and gives her microcosm a sacred status: the deep “secret” of the world order is personified in a woman. The lyrically represented story of a beautiful Turkish woman, who cheated on her husband and was doomed to execution in the waters of the Bosphorus, turns out to be not just a poetized disclosure of the customs of Eastern culture, but, above all, an ''oriental'' version of the phenomenon of ''eternal femininity'' in the earthly world with its irrationality and opposition to the male ''the self''. In the poem the lunar nature of the feminine principle, on the one hand, is thought to be the source of love passions and transgression of family and moral boundaries established in Eastern society, and, on the other hand, it determines the fatal ''inscrutability'' of a woman and her involvement in the mortal sphere of being. In the poem ''Constantinople'', valuably mastering the world under a ''the foreign sky'', N. Gumilev's poetic conscience combines it with universal ideas about the fatal dichotomy of the male and female aspects of the world order.
Список литературы
-
Ахматова А.А. Н.С. Гумилев - самый непрочитанный поэт XX века // Ахматова А.А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М., 2001. С. 85-146.
-
Баевский В.С. Николай Гумилев - мастер стиха // Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 75-103.
-
Бобрицких Л.Я. Женские образы в лирике Н. Гумилева: опыт типологии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж, 2017. № 4. С. 19-23.
-
Бунин И.А. Собр соч.: в 6 т. Т. 1. Стихотворения 1888-1952. М., 1987.
-
Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902-1910). М., 1998.
-
Гумилев Н.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Стихотворения. Поэмы (1910-1913). М., 1998.
-
Двинятина Т.М. Поэзия Ивана Бунина и акмеизм. Заметки к теме // И.А. Бунин: pro et contra. СПб., 2001. С. 518-543.
-
Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. М., 2010.
-
Кребель И.А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии. СПб., 2010.
-
Куликова Е.Ю. Тезаурус смерти в лирике Николая Гумилева // Вестник УдГУ. Серия «История и филология». Т. 26. Вып. 6. Ижевск, 2016. С. 94-102.
-
Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995.
-
Лукницкий П.Н. Труды и дни Н.С. Гумилева. СПб., 2010.
-
Лурье С.А. Помилование // Ахматовский сборник 1. Париж: Институт славяноведения, 1989.С. 245-250.
-
Пахарева Т.А. Образ «монахини-блудницы» в культурном контексте серебряного века // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 9. Симферополь, 2011. С. 227-237.
-
Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. Поэмы. Сказки. М., 1960.
-
Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. М., 2009.
-
Романова К.С. Рецепция Константинополя-Стамбула в русской литературе первой трети XX века: дис. … канд. филол. наук. М., 2019.
-
Садовской Б.А. Н. Гумилев. Чужое небо // Н.С. Гумилев: pro et contra. СПб., 2000. С. 385-387.
-
Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилева. Тверь, 2004.
-
Ушакова Т.А. Символ и аллегория в поэзии Николая Гумилева. Гл. II. Женские образы в лирике Гумилева: традиция символизма и ее трансформации // Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений. URL: https://gumilev.ru/about/69/(дата обращения: 23.07.2021).
-
Филатов А.В. Аксиологический подход к изучению книги стихов: онтологические ценности в «Чужом небе» Н.С. Гумилева // Новый филологический вестник. М., 2016. № 1(36). С. 119-129.
-
Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.
-
Чач Е.А. «Ориентализм» Серебряного века: факты и наблюдения. СПб., 2017.
-
Якунин А.В. Конфликт духовного и телесного начал в образной композиции поэтических текстов Н.С. Гумилева // Вестник СПбГУ. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. СПб., 2011. Вып. 1. С. 40-44.