Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (51) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-51-4-32-38
В. НАБОКОВ И Л. АНДРЕЕВ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
Несмотря на то, что В. Набоков был не очень высокого мнения о дискурсе Л. Андреева, в его произведениях просматриваются аллюзии на андреевские тексты. Так, в «Защите Лужина» обнаруживаются отсылки сразу к нескольким из них. В фокус данного исследования попадают интертекстуальные связи набоковского романа и рассказа «Ангелочек». В этом произведении Андреев нарушает каноны рождественского / святочного рассказа, который по традиции должен иметь счастливую развязку. В нем полунищий и озлобленный мальчик Сашка выпрашивает на рождественском балу заветную елочную игрушку, но дома повешенный на ночь у печки восковой ангелочек плавится и падает на пол бесформенным слитком. Набоков создает переклички с рассказом, прежде всего, на персонажном уровне. При этом он, на наш взгляд, берет во внимание эссе А. Блока «Безвременье», где среди прочего ставятся вопросы десакрализации и духовного распада. Со своей стороны писатель обогащает проблематику темой искушения и духовного прельщения. Если Андреев едва ли полагал ангелочка символом соблазна, то Набоков, напротив, смотрит на ситуацию через эту «преломляющую призму». Насыщая «Защиту Лужина» аллюзиями на андреевский текст, автор изображает шахматиста духовным собратом Сашки и своего рода представителем следующего поколения. Стоит также отметить, что Набоков применяет метафоризацию и убедительно проводит параллели «ангелочек // шахматы» и «ангелочек // Лужин» (для невесты, впоследствии жены шахматиста, показанной поклонницей Андреева). Кроме того, такая текстура, как воск, в дискурсе писателя маркирует духовных мертвецов и относится ко второму виду метафизического расчеловечивания (уподобление животному; уподобление вещи; уподобление инфернальной сущности). В целом, Набоков переосмысливает ситуацию с игрушкой, затмевающей все, и актуализирует мистический дискурс. Набоковский ответ Андрееву «зеркально» симметричен и полемичен: акцент делается не на наличии, а на отсутствии, не на эйфории, а на расплате, не на временном, а на вечном.
V. NABOKOV AND L. ANDREEV: MEETING POINTS
Despite the fact that V. Nabokov did not have a high opinion of the discourse of L. Andreev, allusions to Andreev's texts can be seen in his works. The article discusses the intertextual connections of Nabokov's novel "The Defense" with the story "The Little Angel". In the story, Andreev violates the canons of the Yuletide story, which should have a happy ending. In "The Little Angel", the poor and embittered boy Sashka scrounges the Christmas tree toy at the Christmas ball, but at home the wax angel, hung at the stove, melts and falls to the floor like a shapeless ingot. It should be emphasized that Nabokov mainly makes the allusions connected to the characters. In our opinion, he also takes into account A. Blok's essay "Timelessness", which, among other things, raises questions of desacralization and spiritual decay. For his part, Nabokov enriches the problematic with the theme of temptation and spiritual delusion. If Andreev hardly considered the wax angel to be a symbol of temptation, then Nabokov, on the contrary, looks through such a "refractive prism". Saturating "The Defense" with allusions to Andreev's text, the writer draws the chess player as Sasha's spiritual brother. It should be noticed that Nabokov metaphorizes and draws parallels "wax angel // chess" and "wax angel // Luzhin". In addition, in the writer's discourse wax symbolizes the spiritual dead and refers to the second type of metaphysical dehumanization (assimilation to an animal; assimilation to an inanimate object; assimilation to an infernal entity). In general, rethinking the situation with the toy that overshadows everything, Nabokov extrapolates it, and he also actualizes the mystical discourse. Nabokov's answer to Andreev is symmetrical and polemical: the emphasis is not on presence, but on absence, not on euphoria, but on retribution, not on the temporary, but on the eternal.
Список литературы
-
Андреев Л.Н. Ангелочек // Андреев Л.Н. Полн. собр. соч. и писем: в 23 т. Т. 1. М., 2007. С. 197-208.
-
Библия. Российское Библейское общество. М., 2003.
-
Блок А.А. Безвременье // Блок А.А. Собр. соч: в 8 т. Т. 5. М.- Л., 1961. С. 66-82.
-
Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX в.: диалоги на границах столетий. М., 2002.
-
Мальцева Г.Ю., Соколова Т.С. Языковые особенности художественного хронотопа в тексте романа В.В. Набокова «Защита Лужина» // Наука и образование в современной конкурентной среде: мат-лы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 58-63.
-
Набоков В. Защита Лужина // Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. СПб., 2009. С. 306-465.
-
Набоков В. Король, дама, валет // Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. СПб., 2009. С. 128-305.
-
Набоков В.В. Николай Гоголь // Набоков В.В. Американский период. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. СПб., 2009. С. 400-522.
-
Найман Э. Литландия: аллегорическая поэтика «Защиты Лужина» / пер. с англ. С. Силаковой. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2002/54/nai.html (дата обращения: 13.11.2021).
-
Погребная Я.В. Эволюция религиозных идей и образов в творчестве Владимира Набокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2(51). С. 167-171.
-
Сконечная О. Защита Лужина. Примечания // Набоков В.В. Русский период. Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. СПб., 2009. С. 705-717.
-
Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Художественные и научные категории. Петрозаводск, 1992. С. 113-127.