Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (51) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-51-4-65-70
СВЯЩЕННИКИ «ТРЕТЬЕГО ЗАВЕТА» (СЮЖЕТ ИЗ ПРОШЛОГО)
В статье устраняется одна существенная и постоянно встречающаяся научно-аналитическая неточность - практика произвольного отождествления двух отнюдь не тождественных российских реалий начала ХХ века: религиозного (церковного) обновления и «нового религиозного сознания». Последнее движение, инициированное Д.С. Мережковским при активном участии В.В. Розанова, равно как и лежащая в его основе доктрина «Третьего Завета», есть всецело продукты модернистской литературы и ментальности и не содержат в себе, в отличие от лозунга «обновления», особого клерикального смысла. Это, в частности, хорошо видно на примере литературно-публицистической презентации темы «священства» на страницах религиозно-модернистского журнала «Новый путь» (1903-1904). Колоритные священники новой формации, выступающие в журнале на правах авторов и одновременно литературных персонажей, объективно и «образно» отображают приемы «неохристианской» борьбы против чуждых идеологических поветрий, попутно придают особую наглядность «религиозным исканиям» В.В. Розанова, а в глобальной перспективе «от противного» обозначают искомый вектор пути к обретению «нового религиозного сознания» - своего рода квинтэссенции модернистской ментальности.
THE PRIESTS OF THE "THIRD TESTAMENT" (A STORY FROM THE PAST)
The article eliminates one significant and constantly occurring scientific and analytical inaccuracy - the practice of arbitrary identification of two by no means identical Russian realities of the early twentieth century: religious (church) renewal and "new religious consciousness". The last movement initiated by D.S. Merezhkovsky with the active participation of V.V. Rozanov, as well as the doctrine of the "Third Testament" underlying it, are entirely products of modernist literature and mentality and do not contain, unlike the slogan "renewal", a special clerical meaning. This, in particular, is clearly seen in the example of the literary and journalistic presentation of the topic of "priesthood" on the pages of the religious-modernist magazine "New Way" (1903-1904). Colorful priests of the new formation, appearing in the magazine as authors and literary characters at the same time, objectively and "figuratively" reflect the techniques of the "neo-Christian" struggle against alien ideological fads, along the way, give special visibility to the "religious quest" of V.V. Rozanov, and in the global perspective, "from the opposite" denote the desired vector of the path to finding a "new religious consciousness" - a kind of quintessence of the modernist mentality.
Список литературы
-
Бартенев Б. [Успенский В.В.]. Неудачные объяснения // Новый путь. 1904. № 7. С. 266-276.
-
Басаргин А.И. «Религиозное обновление» наших дней. Статья 4. «Религия конца» // Московские ведомости. 1903. 15 марта. № 73. С. 3-4.
-
Гринякин Н. Соль обуявшая // Миссионерское обозрение. 1903. № 7. Апрель. С. 1032-1040.
-
Гринякин Н. Тоже - «живой язык» (По поводу «одного из откликов» свящ. Т. Б. Ч. «Новый Путь» № 4) // Миссионерское обозрение. 1904. № 9. Май. С. 1163-1169.
-
Е. Р. После праздников. Заметка // Новый путь. 1903. №. С. 162-165.
-
Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение ХХ века / пер. с англ. 2-е изд., Paris, 1991.
-
Лухманова Н. Кто дал им право? // Заря. 1903. 2 апр. № 32. С. 10-11.
-
Максимов Д.Е. Журналы раннего символизма; «Новый Путь» // Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: статьи и материалы. Л., 1930. С. 83-254.
-
Меньшиков М. Из писем к ближним. Титан и пигмеи. Тоже стиль модерн // Новое время. 1903. 23 марта. № 9716. С. 2-3.
-
Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / подгот. текста, послесл. М. Ермолаева; коммент. А. Архангельской, М. Ермолаева. М., 1995.
-
О. Иоанн Кронштадтский о старом и новом пути спасения // Миссионерское обозрение. 1903. № 5. Март. С. 690-692.
-
Отзыв о. Иоанна Кронштадтского о «Новом пути» // Новый путь. 1903. № 3. С. 253.
-
От редакции // Новый путь. 1903. № 1. С. 154.
-
Перцов П. Необходимая поправка // Новый путь. 1903. № 4. С. 208.
-
Розанов В.В. Из писем другов и недругов // Новый путь. 1903. № 2. С. 142-152.
-
Розанов В.В. В чаяниях «движения воды» // Новый путь. 1904. № 6. С. 247-262.
-
Розанов В.В. «Бегство из духовного сословия» // Новый путь. 1904. № 8. С. 249-251.
-
Розанов В. Спор из-за хлебов (Открытое письмо еп. Никону о множестве праздников) // Новое время. 1909. 15 марта. № 11856. С. 5.
-
Розанов В. Вопросы русского труда // Новое время. 1909. 27 марта. № 11868. С. 4.
-
Сарычев Я.В. В.В. Розанов: логика творческого становления (1880-1890-е годы). Воронеж, 2006.
-
Священник. О рождении и рождающих // Новый путь. 1904. № 1. С. 240-241.
-
Священник П. Странные люди // Новый путь. 1904. № 6. С. 196-199.
-
Священник П. Двойная несправедливость // Новый путь. 1904. № 8. С. 244-249.
-
Свящ. Т. Б. Ч. Один из откликов // Новый путь. 1904. № 4. С. 208-211.
-
С.Н. Несколько слов по поводу молитвы Господней // Новый путь. 1904. № 4. С. 200-207.