Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (51) (2021)
DOI 10.24888/2079-2638-2021-51-4-86-92
ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОЙ ДРАМЫ В ГРЕЧЕСКИХ КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ МАСЛЕНИЧНОГО ЦИКЛА
Работа посвящена исследованию элементов народной драмы в греческой традиции празднования Масленицы. Цель работы: проанализировать мифологические мотивы в греческих масленичных представлениях, а также символику данных представлений, обрядовую лексику, систему образов и персонажей. В качестве методологии выбран общий структурный анализ ритуала А.К. Байбурина, а также используются элементы этнолингвистического анализа Н.И. Толстого. В работе рассматриваются такие сюжеты масленичных представлений, как шуточная свадьба, похороны покойного, роды жены Дьявола, суд, ограбление господ разбойниками, исцеление больного, ритуальное вспахивание. На вербальном, акциональном и предметном уровне исследуемые обряды обладают продуцирующей (фаллические символы, ритуальное вспахивание), апотропеической (колокольчики, пепел), хтонической (шкуры животных) и балаганной (ритуальный смех) символикой. Названия персонажей также отсылают нас к продуцирующей символике (Μπάμπω 'баба' ˂ слав. Баба) и к культу поминовения умерших предков (καλόγεροι, букв. «добрые старики»). Таким образом, на уровне обрядовых действий (изменение состояния действующих персонажей), реплик (воскрешенный больной сообщает зрителям о том, что он в порядке, и тем самым закрепляет свое новое состояние) и предметов (фаллические символы обладают продуцирующим значением) дублируется символика обновления и сотворения мира. Помимо основной символики, в представлениях присутствуют мотивы социального антагонизма, которые проявляются в комическом представлении богатых людей, врачей и священников. Персонажей исследуемых представлений на основании выполняемой ими функции можно классифицировать на главных, осуществляющих развитие действия (Архикалогерос и его антагонист в с. Визии, а также Бабо и невеста главного действующего персонажа; Вельзевул и Дьяволина в представлении «демоническое войско»), второстепенных, способствующих развитию действия (врач, священник, судья), и вспомогательных, создающих фон (цыгане, все ряженые, участвующие в карнавальном шествии и создающие шум).
ELEMENTS OF FOLK DRAMA IN THE GREEK CALENDAR RITES OF THE CARNIVAL
The paper deals with the study of the elements of folk drama in the Greek rites of the carnival. The aim of the article is to consider mythological motives in Greek carnival performances, to analyze the symbolism of these performances, ritual vocabulary, the system of images and characters. The analysis was done by methodology of A.K. Baiburin and N.I. Tolstoy. The paper analyzes performances as a comic wedding, the funeral of the deceased, the birth of the Devil's wife, trial, robbery of gentlemen by robbers, healing a sick person, ritual plowing. On the verbal, actional and subject level, the studied rituals have producing (phallic symbols, ritual plowing), apotropeic (bells, ash), chthonic (animal skins) and booth (ritual laughter) symbolism. The names of the characters also refer us to the productive symbolism (Μπάμπω ˂ slavic баба 'woman'), and to the cult of commemorating dead ancestors (καλόγεροι, literally «good old people»). Thus, at the level of ritual actions (changing the state of acting characters), replicas (the resurrected patient informs the audience that he is in order, and thereby fixes his new state) and objects (phallic symbols have a producing meaning), the symbolism of renewal and creation is duplicated the world. In addition to the main symbolism, the performances contain motives of social antagonism, which are manifested in the comic presentation of wealthy people, doctors and priests. The characters of the investigated representations, on the basis of the function they perform, can be classified into the main ones, carrying out the development of the action (Archikalogheros and his antagonist in the village of Vizii, as well as Babo and the bride of the main acting character; Beelzebub and the Devil in the representation of the «demonic army»), secondary ones, contributing to the development actions (doctor, priest, judge), and auxiliary, creating a background (gypsies, all the mummers participating in the carnival procession and making noise).
Список литературы
-
Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.
-
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
-
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
-
Валенцова М.М. Колокольчик // Славянские древности. М., 1999. Т. 2.
-
Валенцова М.М. Пепел // Славянские древности. М., 2004. Т. 3.
-
Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
-
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.
-
Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
-
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
-
Савушкина Н.И. Русская народная драма. М., 1988.
-
Толстой Н.И. Избранные труды. М., 1997. Т. 1.
-
Κανάκη Ι. Γερωνυμάκη. Λαογραφικό σφακιανό λεξιλόγιο ερμηνευτικό. Χανιά, 1999.
-
Μέγας Α.Γ. Επετηρίς του λαογραφικού αρχείου. Αθήνα, 1950. Τ. 5.
-
Μέγας Α.Γ. Ελληνικαί εορταί και έθιμα της λαϊκής λατρείας. Αθήνα, 1976.