Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (52) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-52-1-5-11
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В «МАГИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ» П.П. МУРАТОВА
В статье рассматривается функциональность женских персонажей в цикле «Магические рассказы» (1922) П. Муратова, их значение в выявлении мировоззренческих приоритетов писателя и структурировании его произведений. Отмечено, что гендерная проблематика рассказов мотивирует нарративный синтез магических ситуаций, критерий природности, эстетизации портретов и пейзажей. Описано расширительное толкование Муратовым дефиниции «пейзаж», обоснованное в его теоретических работах. Отмечается, что гендерный подход Муратова к изображению характеров в определенной степени объясняет необычность сюжетных ситуаций и поведенческих специфик женских персонажей в эпическом цикле «Магические рассказы». Магическое в прозе Муратова формируется либо через исключительность женского психотипа, либо через его мифологизированное восприятие другими персонажами и их жажду мистики, либо благодаря острой сюжетной ситуации. Женский фактор придает малой прозе Муратова чрезвычайность, не просто нарушающую привычный ход жизни, но и выводящую повествование за грань реалистического или просто логического нарратива. Сделаны выводы об отношении Муратова к познавательной миссии женщин в понимании мироустройства, к их дуалистической сути, роли красоты и эроса в достижении всеединства бытия, к соотношению мужского и женского. Обосновано восприятие писателем мифа как свода аксиологических представлений. Через обращение к анализу двойственности женской природы Муратов создает собственную мифопоэтическую модель мира. Обращено внимание на фактор античности в изображении характеров, на роль женских персонажей в пространственно-временной композиции текстов. Высказана мысль о связи содержания рассказов Муратова с онтологическими и эстетическими воззрениями эпохи Возрождения и положениями трудов В. Соловьева. Делается вывод о том, что гендерная доминанта играет в содержании и структуре произведений Муратова ключевую роль. Несмотря на то, что женское начало часто связывается со стихийностью, хаосом, неупорядоченностью, именно оно, согласно концепции писателя, ведет к пониманию гармонии природного мира.
GENDER ASPECT IN "MAGIC STORIES" BY P.P. MURATOV
The article discusses the functionality of female characters in the cycle "Magic Stories" (1922) by P. Muratov, as well as their importance in identifying the worldview priorities of the writer and the structure of his works. It is noted that the gender perspective of the stories motivates the narrative synthesis of magical situations, the criterion of naturalness, the aestheticization of portraits and landscapes. Muratov's broad interpretation of the definition of "landscape" is described, which is substantiated in his theoretical works. It is noted that Muratov's gender approach to the depiction of characters explains the unusual plot situations and the specifics of female characters in the Magical Stories cycle. The magical in Muratov's prose is formed either through the exclusivity of the female psychotype, or through its mythologized perception by other characters, or due to an acute plot situation. The female factor gives Muratov's small prose an extraordinariness that not only disrupts the usual course of life, but also takes the narrative beyond the realm of a realistic logical narrative. Conclusions are drawn about Muratov's attitude to the cognitive mission of women in understanding the world order, to their dualistic essence, the role of beauty and eros in achieving the unity of being, to the ratio of male and female. The writer's perception of myth as a set of axiological ideas is substantiated. Through an appeal to the analysis of the duality of the female nature, Muratov creates his own mythopoetic model of the world. The article takes into account the factor of antiquity in the depiction of characters, the role of female characters in the spatio-temporal composition of texts. An idea about the connection between the content of Muratov's stories and the ontological and aesthetic views of the Renaissance and the ideas of V. Solovyov is expressed in the paper. It is concluded that the gender dominant plays a key role in the content and structure of Muratov's works. Despite the fact that the feminine principle is often associated with spontaneity, chaos, disorder, it is precisely this, according to Muratov's concept, that leads to an understanding of the harmony of the natural world.
Список литературы
-
Баешко Л.С., Гордиенко А.Н., Гордиенко А.Н. Большая энциклопедия символов. М., 2009.
-
Балязин В.Н. Профессор Александр Чаянов, 1888-1937. М., 1990.
-
Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 59-78.
-
Колобаева Л. «Никакой психологии», или Фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) // Вопросы литературы. 1999. № 2. С. 5-20.
-
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
-
Минц З.Г. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч. Иванова. Сборники «Кормчие звезды» и «Прозрачность» // Блок и русский символизм: избранные труды: в 3 т. Т. 3. Поэтика русского символизма. СПб., 2004. С. 128-136.
-
Муратов П. Искусство и народ // Современные записки. Т. XXII. Париж, 1924. С. 185-209.
-
Муратов П.П. Эгерия: Роман и новеллы из разных книг. М., 1997.
-
Рябинина Т.В. Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX - начала XX веков: автореф. дис.. канд. философ. наук. Мурманск, 2002.
-
Соловьев В. Смысл любви / сост. В.А. Роменец. Киев; М., 1991.
-
Фоминых Т.Н., Баженова Т.М. Миф в рассказе П.П. Муратова «Ловля сирен» // Вестник Пермского университета. 2009. Вып. 6. С. 51-59.
-
Хитрун Н.В. Особенности эстетики Марсилио Фичино на основе «Комментария на "Пир" Платона» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1(3). С. 208-218.
-
Чаянов В.А. А.В. Чаянов - человек, ученый, гражданин / под общ. ред. Г.И. Шмелева. М., 2000.
-
Шестаков В.П. Ренессансная философия любви, ее отражение в живописи и поэзии // Образы любви и красоты в культуре Возрождения / отв. ред. Л.М. Брагина; науч. совет РАН «История мировой культуры». М., 2008. С. 5-39.