Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (52) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-52-1-20-25
МОТИВ ДВОЕМИРИЯ В НОВЕЛЛАХ В.Ф. ОДОЕВСКОГО («OPERE DEL CAVALIERE GIAMBATTISTA PIRANESI», «СИЛЬФИДА», «КОСМОРАМА»)
В данной статье рассматривается смысловое наполнение мотива двоемирия в произведениях В.Ф. Одоевского как выражение мировоззренческих представлений писателя. Цель статьи - найти и отметить сходства и различия реализации этого мотива в рассматриваемых новеллах. Объектом анализа в данной статье выступают образы героев-безумцев, которые объединены общей психологией одержимости своей идеей, отраженной в произведениях конца 1830-х - начала 40-х годов. Одоевский противопоставляет реальный и потусторонний миры и, представляя мотив двоемирия через призму творческого безумия, размышляет о смысле, принципах и задачах искусства. Важное место в поэтике исследуемых произведений занимают мистические элементы, воплощенные в символике цвета и света, сна, пограничного состояния, в использовании принципов контраста, замкнутого пространства и др. В статье подчеркивается, что именно мотивы сна и болезненного состояния используются писателем как проводники в потусторонний мир. Тем самым размывается грань между реальным и ирреальным, что определяет стилистику новелл. В статье указывается, что на творчество русского писателя, несомненно, повлияли мистико-философские идеи Э.Т.А. Гофмана.
THE MOTIVE OF WORLD DUALITY IN THE NOVELS OF V.F. ODOEVSKY ("OPERE DEL CAVALIERE GIAMBATTISTA PIRANESI", "SYLPH", "COSMORAMA")
This article examines the semantic content of the motive of the duality in the works of V.F. Odoevsky as an expression of the writer's worldview. The aim of the article is to find and note the similarities and differences in the implementation of this motif in the novels under consideration. The object of the analysis in this article is the images of the heroes-madmen, who are united by a common psychology of obsession with their idea, reflected in the works of the late 1830s - early 40s. Odoevsky contrasts the real and otherworldly worlds and, presenting the motive of the two worlds through the prism of creative madness, reflects on the meaning, principles and tasks of art. An important place in the poetics of the studied works is occupied by mystical elements embodied in the symbolism of color and light, sleep, borderline state, in the use of the principles of contrast, enclosed space, etc. The article emphasizes that it is the motives of sleep and the painful state that are used by the writer as guides to the other world. This blurs the line between the real and the unreal, which determines the style of the novels. The article indicates that the work of the Russian writer was undoubtedly influenced by the mystical and philosophical ideas of E.T.A. Hoffman.
Список литературы
-
Аптекман М. Фантастическая каббала и ее роль в истории русского оккультизма: великое тайное учение или успешное шарлатанство? / Континент. 2001. С. 325-337.
-
Вацуро В.Э. София: Заметки на полях «Косморамы» В.Ф. Одоевского / Новое литературное обозрение. 2000. С. 1-9.
-
Гофман Э.Т.А. Сказки. М., 1991.
-
Егоров Б.Ф. Переписка кн. В.Ф. Одоевского с А.С. Хомяковым. Литературоведение. Т. 15. Тарту, 1970.
-
Коровин В.И. Увлекательный жанр. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. М., 1994. С. 370.
-
Кюно Я. В поисках тайны души человека: о повести В.Ф. Одоевского «Косморама». 2001. С. 79-98.
-
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
-
Маркович В.М. Дыхание фантазии. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.). Л., 1991. С. 5-46.
-
Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., 1975.
-
Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1988.
-
Сахаров В.И. Гофман и В.Ф. Одоевский. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М., 1982. С. 173-185.