Журнал «Филоlogos»
Выпуск №1 (52) (2022)
DOI 10.24888/2079-2638-2022-52-1-35-40
СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В АДЫГСКОМ НАРТСКОМ ЭПОСЕ
Статья посвящена источникам возникновения и функционирования цветообозначений в адыгском нартском эпосе. Различные аспекты цветообозначения в свете новейших достижений лингвистической науки представляют значительный интерес как в структурном плане (вопросы об основных единицах цветообразования), так и содержательном (предметное значение, вопросы приращения смыслов). Научный интерес вызывают вопросы функционирования цветообозначений как самостоятельных лексических единиц в разных функциональных стилях и подсистемах языка, в том числе в эпических произведениях. Детальное рассмотрение вопросов цветообозначения предусматривает изучение природы, языкового статуса и функционирования в эпическом произведении такой лингвистической категории, как цветообозначение. Вызывают дискуссии вопросы о месте и роли цветообозначений в образной системе эпоса, их генезисе и соотношении с нормами современного кодифицированного литературного языка и коммуникативной нормы. Как известно, цветолексемы относятся к общим категориальным и лексико-семантическим признакам. Цветолексемы функционируют в универсальных понятийных пространствах, поэтому понятен интерес к проблеме цветообозначений в эпическом тесте со стороны когнитивной лингвистики, которая занимается в основном изучением человеческого мышления, процессами категоризации, концептуализации. Слова, называющие цвет, составляют особую лексико-семантическую группу. Их изучение очень важно как в теоретическом, так и в практическом плане. Являясь компонентом устойчивой фразы или устойчивого сочетания, они по-особому отражают психологию, мировоззрение народа, это ценнейший источник сведений о культуре и менталитете народа. Являясь сжатыми по своей форме, пословицы и поговорки из нартского эпоса представляют не только систему морально-этических норм, но и заключают в себе сумму знаний о внешнем порядке вещей и внутреннем мире человека. В нартском эпосе выявляется тот круг культурных концептов, который можно считать ядерным для народной духовной культуры. И в данном контексте цветообозначения могут нести нагрузку передачи нормативно-ценностных ориентиров этноса, показать основные стереотипы поведения человека.
THE STRUCTURE AND SEMANTICS OF COLOR DESIGNATION IN THE ADYGHE NART EPIC
The article studies the sources of the origin and functioning of color meanings in the Adyghe Nart epic. Various aspects of color designation in the light of the latest achievements of linguistic science are of considerable interest, both in structural terms (questions about the basic units of color formation) and in content (subject meaning, questions of increment of meanings). Of scientific interest are the issues of the functioning of color meanings as independent lexical units in different functional styles and subsystems of the language, including in epic works. A detailed consideration of the issues of color designation provides for the study of the nature, linguistic status and functioning in an epic work of a linguistic category, such as color, which remain relevant. The issues of the place and role of color meanings, in the figurative system and artistic means in the epic, their genesis and correlation with the norms of the modern codified literary language and the communicative norm cause discussions. As is known, color lexemes belong to general categorical and lexical-semantic features. Color lexemes function in universal conceptual spaces, so it is understandable that cognitive linguistics, which is mainly engaged in the study of human thinking, the processes of categorization, conceptualization, is interested in the problem of color meanings in the epic test. The words naming the color make up a special lexico-semantic group. Their study is very important both theoretically and practically. Being a component of a stable phrase or a stable combination, they reflect the psychology and worldview of the people in a special way, it is a valuable source of information about the culture and mentality of the people. Being compressed in their form, proverbs and sayings from the Nart epic represent not only a system of moral and ethical norms, but also contain the sum of knowledge about the external order of things and the inner world of a person. In the Nart epic, the circle of cultural concepts that can be considered nuclear for folk spiritual culture is revealed. And in this context, color designations can carry the burden of transmitting the normative and value orientations of an ethnic group, show the main stereotypes of human behavior.
Список литературы
-
Абросимова Л.С. Теоретико-методологические установки когнитивного подхода к изучению словообразования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 2. С. 7-14.
-
Величко А.А. Семантика цветообозначения в текстах древнегерманского героического эпоса. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1133.
-
Гиленсон Б.А. История античной литературы: учеб. пособие. М., 2001.
-
Езаова М.Ю. Terminology of artificial kinship in the kabardino-circassian language. Modern science. М., 2018. С. 124-127.
-
Езаова М.Ю., Карданов М.Л., Шугушева Д.Х. Проявление табу в системе родства адыгских языков // Филоlogos. Елец, 2019. С. 27-32.
-
Лосев Н.Ф. Мифология римлян и греков. М., 1996.
-
Малинаускене Н.К. Некоторые особенности системы цветообозначений в языке // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии. Вып. IX. М., 1987. С. 24-39.
-
Нарты (Нартхэр). Нальчик, 1995.
-
Нарты. Адыгский эпос. Т. 4. Нальчик, 2020.
-
Панченко А.М. О цвете в древней литературе восточных и южных славян. М., 1968. С. 3-15.
-
Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе. М., 1973. С. 147-148.
-
Тронский И.М. К вопросу о «формульном стиле» гомеровского эпоса // Philologica. Исследования по языку и литературе. Л.,1973. С. 48-57.
-
Langacker R.W. Settings, Participants and Grammatical Relations//Meanings and Prototypes. Studies on Linguistic Categorisation/S.L.Tsohatzidis (ed.). Oxford, 1990. P. 213-238.